Сосуд скифов
Сосуд скифов

Ювелирное искусство в России берет свои корни с древности. Много тому свидетельств - археологические находки в Средней Азии, Закавказье, на Алтае. Раскопки погребений Причерноморья, Прикубанья, в Нижнем Поволжье показывают всем украшения из золота и художественные сосуды скифских и сарматских ювелиров. Эти произведения ювелирного эти по праву считаются эталонами мирового ювелирного искусства.

Для произведений древнерусских ювелиров характерно богатством форм. Так, мастера Новгорода 11-столетия славились серебряными литургическими сосудами и чеканными окладами икон. Чуть позднее, в 12-13 веках Владимиро-Суздальские ювелиры ввели чередование частей из серебра и золота в ювелирном изделии. В 14 и 15 веках мастера Московской и Суздальской школы славились чеканкой, окладами икон и Евангелий, басмой, складнями со сканью, эмалью и великолепными литыми изображениями.

В 16 веке Москва становится общерусским центром, именно отсюда и идет мода на ювелирные изделия. Так, в 16 столетии предпочтение отдается черни и эмали, в 17 веке — к эмали добавляется популярная чеканка, а также резьба по металлу. На 17 век приходится бурное развитие ювелирного искусства, что приводит к появлению многочисленных школ: усольской (мастерские Строгановых), ярославской.

В 18 веке законодателем моды ювелирки становится Петербург. Подчиняясь общей исторической тенденции, русское ювелирное искусство начинает откликаться на общеевропейские тенденции в художественных стилях. Хотя об исчезновении национальных русских особенностей речь не идет. Еще оно «нововведение» 18-го века – появление великоустюжского чернения по серебру.

 

Сазиков. Тройка
Сазиков. Тройка

В 19 веке в России бурно развивается промышленность. Для ювелиров наступают «золотые времена»: в Москве и Петербурге начинают появляться фабричные предприятия, чья специальность - серебряные и золотые изделия. Широкую популярность приобретают предприятия П. Ф. Сазикова. Имя фабриканта окажется неразрывно связанным с произведением серебряных скульптур. По его фамилии будет названа одна из старейших ювелирных фирм России. Основана она была в 1810 на базе мастерской. Впоследствии начинают открываться отделения в Москве и Петербурге. Основная продукция предприятия - это серебряная посуда, а также предметы для сервировки стола. Большой сектор производства занят выпуском церковной утвари. Ну и конечно, узнаваемым «брендом» становится литая серебряная и бронзовая скульптура. Изделия фирмы получили высокую оценку у современников. Так 1837 Игнатию Павловичу Сазикову, сыну основателя компании, было присвоено почетное звание придворного фабриканта серебряных изделий. А в 1851 году на лондонской Всемирной выставке состоялся триумфальный показ лучших произведений фирмы и последующее за этим мировое признание. К самым известным произведениям мастеров относят массивный серебряный канделябр. Высота изделия составляет 2 метра. В центре изображаемого сюжета (битва на Куликовом поле) – фигура легендарного князя Донского. Сюжет выполнен по рисунку В. Клодта и Ф. Солнцева. Вторая популярная работа сазиковских мастеров - настольное украшение «Тройка». Авторство идеи принадлежит художнику Е. А. Лансере. «Тройка» исполнялась и в серебре, и в бронзе.

Ювелирное искусство Фаберже
Ювелирное искусство Карла Фаберже

Производственный процесс на фирме был механизирован по последнему слову тогдашней техники, и отличался размахом. Так в 1881 «у станка» трудилось более сотни рабочих. В начале восьмидесятых годов девятнадцатого столетия фирма «Сазиков» становится частью фирмы «Хлебников».

На весь мир гремит слава фирмы Фаберже, которая изготавливала уникальные ювелирные изделия для высочайшей семьи - семьи императора. Также в России работают мастерские по ее заказам (М. Перхина). Фирма «Болин» трудится для русского двора.

Советский период развития ювелирного дела в России характеризуется массовым производством довольно таки однотипных вещей (массовка) . Но и в это время были мастера, работающие над уникальными произведениями, большая часть которых затем отправлялась на хранение в государственный Алмазный фонд. В это время происходит несколько открытий, связанных с ювелирныи делом. Так, в институте им. П. Н. Лебедева ученые-физики путем синтеза получают кристаллы фианита.

Комментарии к публикации "Ювелирное искусство в России"