"Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять
определенные потребности."

"Качество - то или иное свойство, достоинство, степень пригодности чего-нибудь."

Понятие качества и качественных изделий является само собой разумеющимся для большинства товаров, в том числе и ювелирных изделий.

Если ювелирное изделие является образцом действительно высокого искусства, то оно способно доставлять большое эстетическое наслаждение. При этом его стоимость как произведения искусства может в десятки или даже в сотни раз превышать стоимость использованных материалов. Стоимость произведений искусства, как правило, со временем не уменьшается. При этом, конечно, изделие не должно трескаться, ломаться, а камни должны быть хорошо закреплены. Соблюдение этих условий для истинных произведений искусства - аксиома, так как они создаются мастерами высокого класса.

Значительная часть ювелирных изделий, которые, по большому счету, не являются произведениями искусства, приобретаются с целью вложения денег. Основным критерием качества для нее является соответствие истинной цены изделия заявленной, которая в основном определяется стоимостью драгоценных металлов и камней. В данном случае потребители, вероятно, с большей охотой приобретали бы золотые слитки. Их основной интерес сводится к тому, чтобы количество золота в изделии совпадало с пробой, а камни были не поддельными, и их чистота, огранка и другие свойства соответствовали заявленной стоимости. Так как эти изделия используют в качестве украшений, то совершенно необходимо, чтобы они не ломались, не трескались, не темнели и т.д.

Тестирование ювелирных камней:

Методы идентификации и диагностики изделий из драгоценных и полудрагоценных камней в основном разделяются на две категории. Объективные методы контроля - спектральные, теплофизические, кристаллографические т. д., для применения которых требуются квалифицированные специалисты, сложное и дорогое оборудование. Субъективные методы - результат тестирования основан на органолептических данных, т.е. полностью зависит от опыта, эрудиции и даже интуиции эксперта-ювелира.
Очевидно, что в настоящее время отмеченные категории методов современной экспертизы чаще всего совмещаются, однако не являются общедоступными.

Вместе с тем, применение таких доступных электронных приборов, как Diamond Detector, Jewel Detector позволяет проводить экспресс - тестирование кристаллов (прозрачных драгоценных и полудрагоценных камней), в данном случае имеется ввиду определение типа камня - топаз или горный хрусталь, изумруд или хризоберилл, бриллиант или лейкосапфир. С помощью этих приборов можно быстро отличить истинный камень от любой имитации (но не искусственный камень от натурального). Работа приборов основана на измерении теплопроводности тестируемых кристаллов.

Коррозия ювелирных сплавов:

Стоит остановиться на вопросах качества сплавов драгоценных металлов, из которых сделаны ювелирные изделия, а это, во многом, определяется их способность подвергаться коррозии.

Коррозию справедливо считают самым злейшим врагом металлических изделий. Металлы и сплавы корродируют в определенных средах с разной скоростью. При работе с металлами и сплавами, в том числе и при изготовлении ювелирных изделий, надо использовать такие конструкции и технологические методы, чтобы скорость коррозии была минимальной. Исследования электрохимического и коррозионного поведения золота и ювелирных сплавов золота ( “Защита металлов” 1995 -1996 гг. ) позволили установить закономерности этих процессов. Суть их сводится к следующему. Поверхность любого ювелирного сплава можно представить себе состоящей из атомов или совокупностей атомов всех входящих в этот сплав металлов, причем суммарные площади, занятые атомами каждого металла, пропорциональны атомным (а не весовым) процентам содержания каждого металла в сплаве. Весовое содержание металла в сплаве - это эквивалент хорошо знакомой пробы. Если, например, имеется сплав 585 пробы марки ЗлСрМ 585-80, то по весу золота в нем -58,5 %, серебра - 8 % и меди 33,5 %. Из этого можно рассчитать атомный процент каждого металла, т.е. число атомов данного металла на 100 атомов сплава. Исследования, проведенные в НТЦ "Техноком АС", позволили установить, что если атомный процент золота в сплаве не ниже 50 % (а это соответствует приблизительно 750 пробе), то коррозионные процессы протекают, в основном, на микроучастках, занятых атомами золота, а участки серебра и меди пассивны. При этом токи электрохимической коррозии очень малы, и скорость коррозии минимальна. Цвет изделия не меняется. С уменьшением атомного процента золота в сплаве до 25 % ( что соответствует весовому содержанию золота приблизительно 45 %) картина существенно меняется. Скорость коррозии во много раз увеличивается и процесс коррозии идет, в основном, на микроучастках меди и серебра. Образование при этом окрашенных продуктов коррозии и есть то “потемнение” или “потускнение” ювелирных изделий, которое приходится часто наблюдать. Изделия же 375 пробы и ниже ведут себя в коррозионном отношении как медные, легированные золотом, где примесь золота несколько уменьшает скорость коррозии (грубо говоря, как примеси никеля и хрома уменьшают скорость коррозии обычной стали). Описанные выше исследования были выполнены при разработке прибора Gold Detector, который серийно выпускается более двух лет и заслужил высокую оценку многих организаций как в России, так и за рубежом. Но оказалось, что результаты этих исследований можно использовать гораздо шире, в частности для объяснения многих ранее не совсем понятных явлений, наблюдаемых при пробировании ювелирных изделий.

Электрохимические процессы и техника пробирования:

Используемые в настоящее время в пробирных инспекциях методы контроля качества изделий - это, например, метод купелирования, сам по себе достаточно точный аналитический метод, дающий только общее содержание золота в изделии и к тому же разрушающий его. А подверженность коррозии, т.е., по большому счету, качество изделия зависит от того, насколько равномерно распределено золото по объему данного изделия.

Другой метод, широко используемый сегодня в работе пробирных инспекций, - применение “пробирного камня”, который является методом - индикатором, результаты которого во многом зависят от опыта и квалификации пробирера. Этот метод основан на сравнении цвета. На "пробирный камень" ( особый кремнистый сланец) исследуемым изделием и пробирными иглами из эталонных сплавов наносятся полосы. На них воздействуют пробирными реактивами. При этом на одних микроучастках полос происходит растворение металла, а на других осаждение из пробирного реактива. Так, если такой реактив - раствор золотохлористо-водородной кислоты (хлорного золота), то происходит осаждение мелкодисперсного золота коричневого цвета. В зависимости от соотношения площадей микроучастков золота, серебра и меди в сплаве меняются токи коррозии, а значит, количество осаждаемого металла и интенсивность окраски полосы данного сплава. При сравнении цвета в местах реакции между полосами и реактивами делается вывод о похожести сплава изделия на такую-то пробирную иглу.

Еще менее точен “капельный” метод. На изделие наносится капля реактива, и по цвету пятна делается вывод о количестве содержания золота. Цвет продуктов реакции пробирер, как сказано в одном пособии по ювелирному делу, сравнивает только “..со своим ощущением”, поэтому ошибка может достигать 30 и более единиц пробы.

Но далеко не все изделия удобно тереть о пробирный камень, кроме того, вряд ли кто позволит проводить эту операцию с историческими и художественными ценностями, ведь камень может снять с поверхности до 0,1 мм металла. При взгляде на знаменитые изделия Фаберже, шедевры Челлини или на изделия современных выдающихся мастеров не возникает мысли о соответствии той или иной пробе. Есть еще одна тонкость: в учебниках и “Справочнике пробирера” упомянуто, что метод “пробирного камня” и “капельный” применим только к золото - серебро - медным сплавам, и с точки зрения коррозии это абсолютно правильно. Введение в сплав других металлов, например, никеля, цинка, кадмия и других может радикально изменить механизм коррозии, цвет продуктов коррозии, что может привести к большим ошибкам при определении пробы.

Справедливо будет возразить, что надо применять “пробирные иглы”, содержащие примерно те же примеси и в тех же количествах, что и исследуемые изделия. Однако, тут все далеко не однозначно. Новые примеси -это новая структура сплавов, часто сложная и плохо изученная, по сравнению с золото - серебро - медными сплавами, и нет гарантии, что специально изготовленные эталонные “пробирные иглы” будут иметь ту же структуру. Далеко не все фирмы согласны расшифровывать составы применяемых ими ювелирных сплавов. А если привезено на пробирование единичное изделие? Ставить для него целую исследовательскую работу? Некоторые металлы, содержащиеся в ювелирных сплавах в количествах близких к единицам процентов, способны кардинально изменить картину, наблюдаемую при тестировании на “пробирном камне” и очень сильно исказить результаты. Удалось выяснить, что некоторые из этих металлов присутствуют в ювелирных изделиях. Это было сделано с помощью прибора Gold Detector, обладающего своеобразной электрохимической “памятью” (на его показания эти примеси в обнаруженных количествах не оказывают влияния).

Коррозионные процессы на готовых ювелирных изделиях:

Но вот ювелирное изделие изготовлено и опробировано. Золота там столько, сколько заявлено. Но будет ли оно всегда высококачественным с точки зрения коррозионной устойчивости? К сожалению, нет и нет. Если, например, звенья золотой цепочки спаяны золотосодержащими припоями, то коррозионная стойкость такой цепочки будет заметно выше, чем у цепочки звенья которых спаяны припоями, не содержащими золота, но с большим количеством цинка. Действительно, с такими припоями работать гораздо легче, у них температура плавления, как правило, ниже, но, как говорится бесплатных пирожных не бывает, расплачиваться приходится качеством. Вот и слышим мы жалобы, что некоторые импортные цепочки разваливаются при любой попытке ремонта и иногда даже при действии пробирных реактивов. Другой пример. Известно, что так называемое белое золото в России традиционно содержит палладий или платину, а некоторые современные сплавы могут их и не содержать, а обходиться только никелем или цинком. В этом последнем случае скорость коррозии как самого белого золота, так и на границе белое - желтое золото значительно возрастает. Результат - потемнение белого золота и, как следствие, более тусклая игра камней на нем. Да и фамильной драгоценностью такое изделия вряд ли может служить - из-за коррозии на нем с течением времени могут появиться трещины.
Еще один пример. Сейчас белое золото иногда заменяют тонким слоем электролитически наносимого родия. Но родий и золото взаимно почти не растворяются, механические напряжения в родиевых покрытиях велики. Результат - возможное шелушение или отслаивание покрытия. Следует добавить, что сам родий имеет синеватый оттенок по сравнению c белым золотом и спектр его отражения несколько иной, что сказывается на игре камней.

Следует остановиться также и на резком ухудшении качества ювелирных изделий, связанном с нарушением термической обработки изделий. В результате этого на поверхности изделия или на отдельных участках его поверхности может образоваться слой, обедненный золотом, толщиной от 0,02 мм. и более. Простой индикатор - такой, как Gold Detector, в этом случае, как правило покажет пробу на ступень ниже, чем на изделии. Поскольку коррозионные процессы протекают, в основном на поверхности, изделие ведет себя, как низкопробное, темнеет, тускнеет и т.д., хотя общее количество золота в нем часто вполне соответствует пробе, так как более глубокие слои обогащены им. Следует еще раз подчеркнуть, что пробирное клеймо (если оно не фальшивое, если не ошибся пробирер и если ничего не случилось в пробирной инспекции) говорит только о том, что золота в изделии столько, сколько обозначено на пробе, но никак не свидетельствует о качестве изделия. А это изделие, в случае наличия вышеописанного дефекта, может не только быстро темнеть, но на нем из-за неравномерного состава могут появляться трещины, приводящие, в конечном счете к разрушению изделия.

Приведем шуточное сравнение. Допустим, в некотором ресторане работает очень хороший и честный кладовщик, но плохой повар. Кладовщик отпускает повару все продукты точно по норме и строго следит, чтобы все попадало в котлы и на сковородки . А повар подкачал, и из этих продуктов он сотворяет нечто такое, что, мягко выражаясь, не вкусно. А мы с вами разве пойдем в тот ресторан, о котором известно, что там очень честный кладовщик, но плохой повар?

Пути повышения качества:

Каковы же пути повышения качества? Основной путь заключается в усилении контроля за соблюдением технологии производства. Под качественным технологическим процессом мы понимаем процесс, базирующийся на твердых научных основах, где на вопрос “почему эта операция проводится так, а не иначе?” может быть дан научный ответ, а не ссылка на то, что “мы всегда так делаем и магазины пока не жалуются.” В качественных технологических процессах любой появившийся брак может быть быстро выявлен и устранен в кратчайшие сроки. Не случайно качество изделий гораздо выше на тех предприятиях, где осуществляется строгий технологический контроль. Как правило, это хорошие фирмы с многолетними традициями и грамотным персоналом. Вместе с тем, при ситуации, когда есть необходимость в экстренном и надежном тестировании готового ювелирного изделия (например, выходной контроль или заявление потребителя), самым оптимальным является применение соответствующих электронных приборов контроля - Diamond Detector, Gold Detector, Jewel Detector. Являясь элементами цивилизованного рынка, эти приборы не только обеспечат контроль качества приобретаемых изделий, но и повысят рейтинг, а тем самым и рентабельность, как производственных, так и торговых фирм.
 

 

Комментарии к публикации "Качество ювелирных изделий - что это такое?"