С древних времен камень привлекал внимание человека. Вначале он служил орудием труда и использовался как оружие на охоте. В обнаруженных поселениях древнего человека в СССР на Южном Урале найдены многочисленные изделия из яшмы и хрусталя - ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и стрел и т.п.  

Первоначально камни подбирали с поверхности земли, а с неолита начали их добычу. Древние подземные разработки кремней найдены во Франции, Англии, Польше, Швеции, на о. Сицилия и в других местах. Во времена неолита наряду с различными разновидностями кварца стали использовать нефрит, жадеит, обсидиан и другие, твердые или вязкие минералы,образующие при сколе острые режущие кромки.
   
У некоторых народов нефрит служил материалом для изготовления оружия почти до настоящего времени. Так, в Новой Зеландии еще немногим более ста лет тому назад из нефрита делали наконечники для стрел.
   
В эпоху неолита камень играл еще одну важную роль - он был предметом религиозного поклонения. Из красивых блестящих кристаллов определенной формы делали амулеты, вырезали фигурки богов. Кроме того, камни шли на изготовление украшений. Так, на неолитических стоянках рядом с каменными орудиями труда и охоты археологи находят украшения из цветной гальки, кристаллов кварца Ираковин. А.Е. Ферсман писал: "Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимания человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их" .
   
Не потерял своего значения цветной камень и в дальнейшем. По мнению индийского минералога Рао Бохадура, изумруды в Индии стали известны за 2 тыс. лет до н.э., сапфиры и рубины Цейлона (Шри-Ланки) за 600 лет до н.э., а алмазы Индии за 1000-500 лет до н.э. Добыча драгоценных камней, по-видимому, являлась одним из самых древних промыслов. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н.э. Художественные изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом, аметистом находят в захоронениях Древнего Египта. В горах Африки на берегу Красного моря добывали изумруды (2000 лет до н.э.) в копях, позже названных "копями Клеопатры".
   
В гробнице Тутанхамона найдено множество украшений, отделанных бирюзой и лазуритом. Жук-скарабей на нагрудной подвеске фараона вырезан из зеленого камня.

Из красивых твердых камней вырезали печати, на которых, по свидетельству Геродота, изображали богов, эпизоды сражений и т.д., символы профессии человека. В 2100-1800 гг. до н.э. в Египте стали делать печати сложных форм, изготовленные в виде священных жуков-скарабеев.

Во времена крито-микенской культуры (XXI-XIV вв. до н.э.) были широко распространены резные перстни-печатки, а также оружие и посуда, украшенные цветными камнями. В одной из гробниц найден кубок, вырезанный из целого куска горного хрусталя.
   
В индийских Ведах (XI-Хвв. до н.э.) упоминаются многие драгоценные камни. Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов; кровь падала на песок священного Ганга и превращалась в рубины и гранаты.

Древние индусы считали, что драгоценные алмазы образуются из "пяти начал природы": земли, воды, неба, воздуха и энергии.

Алмазы, как и население Индии, подразделялись на четыре класса-касты:
  • брахманы - чистые, бесцветные октаэдрические кристаллы,
  • шатрии - окрашенные в красноватые тона,
  • войшье - зеленоватого цвета,
  • шудры - серые.
В Древней Индии особо ценили камни красного цвета, на Среднем Востоке - синие, а в Древнем Египте - зеленые. Возможно, это связано с тем, что такого цвета драгоценные камни добывали в этих странах.
   
Один из древних самоцветов - янтарь. Плиний Старший писал, что в Скифии встречаются "золотистые горящие камни", которые добывали на территории современных Украины и Белоруссии, а также на побережье Балтийского моря. По древним торговым путям янтарь попадал в Западную Европу, Индию и даже Китай. В VIII-Х вв. в ряде стран янтарные пластинки и изделия служили эквивалентом золотых и серебряных монет.
   
В VII в. до н.э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики - резьбы по камню. Материалом для изготовления гемм первоначально служили различные разновидности кварца - сердолик, яшма, сардер, горный хрусталь, празем и др., в более поздний период (II-I вв. до н.э.) - гранат, изумруд, а также многослойные камни - сардоникс, оникс и др.

Античные мастера на камне вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и т.д. Камни и сюжеты соответствовали назначению. Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом. Свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи - символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и Тритона, на аметисте, который якобы предохранял от опьянения, - бога веселья и виноделия Диониса (Бахуса). Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.
   
В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится уникальная коллекция античных гемм: "Геракл и Гидра" и "Упражнение на коне" (VI в. до н.э.), "Атлет с гантелями" (V в. до н.э.), "Гоплитодром" и "Атлет с оружием" (IV в. до н д.). Прекрасны вырезанные на сердолике геммы, на которых изображены Зевс и Леда, богиня победы Ника на колеснице, Психея и Эрот. Изумительны по красоте геммы знаменитого Хеосида на яшме - "Цапля с кузнечиком", "Лошадь-победительница", "Летящая цапля" и др. Эти камеи представляют собой великолепные художественные произведения - живопись на камне. В Эрмитаже хранится великолепная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.
   
Всемирную известность приобрела вырезанная на трехслойном ониксе "Камея Гонзага" (III в. до н.э.), на которой изображен парный портрет египетского царя Птолемея и его жены Арсинои . Великолепный резчик мастерски использовал различный цвет слоев оникса. Фоном служит темно-коричневый нижний слой, на котором контрастно выделяются белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои, ее шея, плечо, а также гребень шлема Птолемея. Лицо царя более светлое и резко отличается от лица царицы - как будто загорелое, мужественное. Из верхнего коричневого слоя вырезаны шлем, волосы и эгида Птолемея. Длина камеи около 16 см, ширина 12 см. Эта гемма была подарена императору Александру I Жозефиной Богарнэ в 1811 г.

В VI в. до н.э. возникло самобытное этрусско-италийское искусство резьбы по камню, для которого характерен более пышный, помпезный стиль.
   
История сохранила имена наиболее известных древних мастеров резьбы по камню: Пирготеля, Апполонида, Кронида, Аспазия, Афениона (II в. до н.э.), Диоскорида. Многие музеи современности бережно хранят в своих коллекциях бесценные творения древнего мира - камеи и инталии.
   
В Берлине хранятся геммы: на сердолике с портретом Помпея и на ониксе с изображениями Цербера и Геркулеса. В Париже в кабинете гемм Французской национальной библиотеки экспонируется ряд драгоценных античных камей: Амфитрида, плывущая по волнам на морском быке (работа Гликона), изображение Пелопса с конями Нептуна, "Психея" и ряд других, а в Парижском музее - геммы Диоскорида "Голова Маце-наса" на аметисте и "Персей" на сердолике.
В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные ювелирные изделия с драгоценными камнями. М.И. Пыляев пишет, что римский император Аврелий первый украсил свою голову короной. Жена Калигулы на торжественные приемы надевала драгоценностей на сумму 40 млн. сестерций.
   
На территории СССР самые древние ювелирные изделия с драгоценными камнями найдены в Грузии (захоронения XV в. до н.э. у г. Триалети, Ахалгорийский клад VI-V вв. до н.э.), Армении, Азербайджане. Обнаружены разнообразные украшения - браслеты, перстни, серьги, ожерелья и т.д. с сердоликом, агатом, бирюзой, лазуритом. На побережье Черного моря, там, где с V в. находились греческие города-колонии, также обнаружено большое число украшений с горным хрусталем, аметистом, халцедоном и другими цветными камнями. Манера исполнения, сюжеты и выбор камней свидетельствуют о сильном влиянии культуры Древней Греции.

В период I в. до н.э. - I в. н.э. на территории нынешней Белоруссии, в Полесье, у древних славянских племен уже были украшения из драгоценных камней. Так, при раскопке захоронения у с. Велемичи обнаружено ожерелье из синих и зеленых камней.
   
В других районах европейской части СССР сказывалось влияние культуры Средней Азии - Ирана, Хорезма, государств Кавказа. Так, например, при раскопках захоронений, относящихся к V-VIII вв., в районах Прикамья найдены украшения - бусы, ожерелья и браслеты из горного хрусталя, плазмы, празема-, а также бирюзы и лазурита - излюбленных камней Востока.

Обработка цветных драгоценных камней в древние времена была несложной. Как правило, она ограничивалась обкалыванием камня, резьбой, шлифовкой и полировкой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложняется; камень вначале шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или толченым мелким горным хрусталем. В результате получали выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Обработанные таким образом камни применялись в разнообразных изделиях: ими украшались чаши и кубки, оружие, сбруи, церковная утварь и одежда. Чаще всего в изделиях XII-XIII вв. применялись аметисты, горный хрусталь, сердолик, изумруды, сапфиры, бирюза. Так, в Государственном Эрмитаже хранятся реликварии, распятия, складени и другие изделия Франции и Германии XII-XIII вв., которые отделаны перечисленными драгоценными камнями.
   
В XIV-XV вв. в Западной Европе культура и техника обработки цветного камня значительно возросли. С 1327г. в Брейсгау (Германия) начали работать "шлифовальные мельницы" с водяным или ручным приводом, в 1350 г. такая же мельница была построена в Праге, в 1385 г. - в Нюрнберге, а затем и в Идар-Оберштейне. В 1400г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., видимо, впервые начали обрабатывать алмаз алмазным порошком.
   
В странах Европы до XV в. искусство глиптики не развивалось, хотя камеи и инталии античных времен пользовались неизменным успехом. М.И. Пыляев пишет, что Карл Великий геммой с изображением Юпитера скреплял документы, а Пипин Короткий для этих целей использовал гемму с изображением Бахуса.
   
Эпоха Возрождения оказала значительное влияние на развитие ювелирного искусства. Искусство глиптики в Италии вновь возродил Иоанн Бернарди (1555 г.). Произведения Бернарди свидетельствуют об его большом художественном вкусе - они не отличались от античных гемм. Преемниками его были Доми-нико де Камеи из Неаполя и Коль-дорэ во Франции.

В это же время жил и работал знаменитый художник-ювелир Бен-венуто Челлини, создавший великолепные образцы ювелирных изделий из золота, эмали и драгоценных камней. Многие его работы хранятся в музеях Вены, Парижа и других городов. По рисункам известных итальянских живописцев Гиберти, Гирлан-дайо и др. были созданы уникальные ювелирные изделия - перстни, браслеты, застежки, пояса с многофигурными сценами. В Милане покрывают резьбой сосуды из хрусталя и других цветных камней. Там же были изготовлены великолепные столешницы из различных цветных камней, находящиеся ныне в Эрмитаже. Мастера Милана и Флоренции использовали для столешниц жадеит, лазурит, малахит, аметист, яшмы, агат и др. В Италии цветными камнями украшали оружие. Для этих целей использовали лазурит, сердолик, яшму, бирюзу, гранат, агат и др.
   
В Германии также развивается ювелирное дело. Крупнейшие художники начала XVI в. Дюрер, Гольбейн-младший и др. создают рисунки ювелирных изделий, по которым мастера Нюрнберга, Аугсбурга и других городов изготовляли драгоценные изделия. Великолепным резчиком по камню считался Лука Килиан, которого называли немецким Пирготелем.
В это же время в ряде стран появляются первые кабинеты минералогии. Существует предположение, что в 1600 г. в Париже была разработана технология огранки алмаза в форме бриллианта. Однако Э. Брутон считает, что первые бриллианты были изготовлены раньше в Венеции В.Перуччи.
   
В эпоху Возрождения резные изделия из кварца и его разновидностей становятся предметом коллекционирования. Знаменитый поэт Италии Петрарка считался одним из первых крупных коллекционеров античных гемм. Примечательно, что в резьбе по камню в течение нескольких веков преобладал античный стиль. В XVIII в. искусство камнерезания стало развиваться во многих странах. Наиболее интересны геммы конца XVIII в. английских резчиков Уильяма и Чарльза Браунов, богатая коллекция которых хранится в Эрмитаже. Брауны выработали свой стиль подражания античным мастерам. Чаще всего они применяли сердолик, сардоникс, оникс, горный хрусталь, кахалонг и другие разновидности кварца.
   
В известной инталии "Марс и Беллона" мастерски использована разнообразная окраска камня, в результате получилось глубокое объемное изображение. Очень интересна камея "Аллегория победы над турецким флотом", выполненная на трехслойном (синем, коричневом, белом) сардониксе. На темно-коричневом фоне с синим просветом вырезана белая фигура Екатерины II в образе богини победы Минервы, перед которой преклонил колени янычар, олицетворяющий поверженную Турцию. Над Екатериной - парящая фигура Славы. Резьба тонкая, прекрасно передана объемность изображения.
   
В XVIII в. появились русские резчики гемм: С.В. Васильев, О.А. Алексеев, Раевский, Уткин, работы которых экспонировались в Академии художеств в Петербурге.

В XVII-XVIII вв. в Западной Европе цветные драгоценные камни стали использовать и для изготовления различных настольных украшений - шкатулок, статуэток, письменных приборов, часов и т.п. В Эрмитаже хранится ряд настольных украшений французских ювелиров XVII-XVIII вв., усыпанных рубинами, сапфирами, бриллиантами, изумрудами, бирюзой, гранатами, горным хрусталем, халцедонами.
   
Огромные ценности были собраны в сокровищницах владык Востока. В Китае был построен летний дворец богдыхана, в котором хранились драгоценности, накопленные за многие столетия. Среди них - макет дворца из золота длиной около 5 м и шириной 3,6 м с деревьями, листьями и цветами из изумрудов, алмазов и рубинов. Правитель Индии Великий Могол обладал несметными богатствами, среди которых было несколько золотых тронов - алмазный, изумрудный, рубиновый, сапфировый и павлиний, украшенный алмазами массой до 300 кар каждый и жемчужинами до 50 кар.
   
Геологические условия европейской части России резко отличались от условий Западной Европы, Средней Азии и Среднего Востока, что сказалось на развитии культуры применения цветного камня. А.Е. Ферсман писал, что "хорошего каменного материала в нашей стране было мало в противоположность Западу, где культура камня возникла вокруг прекрасных и многочисленных месторождений его... И хотя на Западе на смену палеолиту пришел век полированного камня, у нас в России все еще очень долго применялись грубо обтесанные кремни - грубые изделия старого палеолитического типа, причем из-за отсутствия месторождений хорошего кремня широко использовались некоторые другие горные породы (кварциты, песчаники, граниты и тд.) " .
   
Ассортимент каменного материала в нашей стране рос медленно - кварцит, кварц, халцедон, кремень и яшмы - вот в основном те минералы, которые применяли у нас.

А.Е. Ферсман писал, что "в то время когда в районах Средиземноморья уже зарождалось научное естествознание в трудах Теофраста, Аристотеля и Плиния, в нашей стране медленно и сложными путями,, в борьбе с трудными природными условиями, тысячелетиями развивалась культура камня: кремень и кварцит на Руси, обсидиан в Армении, нефрит (или змеевик) в Сибири, пирофиллит на Украине - всюду в сочетании с наступающей и побеждающей культурой меди и бронзы".
   
Первые данные по минералогии изложены в "Изборнике Святослава" (1073 г.), в котором были описаны свойства камня: цвет, твердость, цена, а также якобы лечебные свойства. В средние века использовали на Руси янтарь, светлый аметист с Кандалакшского залива, речной жемчуг;из Закавказья проникал обсидиан, гагат, мраморный оникс, из Средней Азии везли лал, лазурит и бирюзу.

В XIV-XVI вв. появляются символы верховной власти - короны, скипетр, держава, царский жезл, которые также обильно украшали камнями. В Оружейной палате Московского Кремля хранится уникальное произведение ювелирного искусства - "Шапка Мономаха". Навершие шапки украшено крестом с крупными жемчужинами и изумрудом. Верх обильно покрыт драгоценными камнями - рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. "Шапка Мономаха" - символ высшей государственной власти и ею венчали на царство всех московских великих князей.

Большой популярностью пользовались драгоценные камни на Руси в XV-XVIBB. Иван III (1462-1505 гг.) разрешил иностранным купцам свободно торговать драгоценностями. Русский историк Валуев пишет, что "он усугубил сокровища, приумножил пышность двора своего". Огромные богатства собрал Иван Грозный. Его сокровищница была наполнена изделиями с бирюзой, кораллами, рубинами, сапфирами, изумрудами и др. В честь покорения Казани в 1552г. была изготовлена "Шапка царства Казанского". В ней сочетаются восточное и русское искусство. Золотая тулья вытянута вверх, на ней резной орнамент с кокошниками в русском стиле, а отделана она бирюзой, жемчугом и гранатами - излюбленными камнями Востока. Венец шапки был ранее украшен красной китайской шпинелью, которая в 1627 г. была заменена крупным желтым топазом с двумя жемчужинами.
   
При царском дворе работали иностранные ювелиры, которые в 1627- 1628 гг. изготовили "Большой наряд" - скипетр, державу и венец.  Золотой венец украшен типично русскими теремками с драгоценными камнями - изумрудами, сапфирами, гранатами, жемчугом и др., на вершине - крупный изумруд. Держава представляет собой большой обильно усыпанный синими, красными и зелеными драгоценными камнями золотой шар с высоким крестом. Скипетр покрыт тончайшей резьбой, эмалью и отделан цветными камнями, вверху - изумруд и две большие жемчужины.
  
В конце XVII в. русскими мастерами было изготовлено несколько уникальных регалий - "Шапка Мономаха второго наряда", две "Алмазные шапки", новые держава, скипетр, посох, бармы и другие изделия, хранящиеся в Оружейной палате. В 1730г. была сделана корона для русской императрицы Анны Иоановны, для которой использовали 2536 бриллиантов и более 20 крупных цветных драгоценных камней. На вершине короны укреплен крупный турмалин и крест с бриллиантами.
   
В Оружейной палате Московского Кремля экспонируются разнообразные изделия, оружие, одежда и утварь, принадлежащие русским царям, князьям и боярам. Среди них - скипетр, вырезанный из кристалла аквамарина, государственный щит России с бляхами из горного хрусталя с изумрудами и рубинами. Там же хранятся царские троны, обильно украшенные самоцветами: трон Бориса Годунова, отделанный бирюзой, жемчугом и др., кресло-трон Михаила Федоровича с хризолитами, турмалинами, топазами, бирюзой и жемчугом, "Алмазный трон" царя Алексея Михайловича, усыпанный алмазами, рубинами и бирюзой.
   
В Оружейной палате хранятся: старинное оружие, украшенное драгоценными камнями, булавы XV в. со шпинелью и бирюзой, топоры рынд с яхонтами и бирюзой, палаши с изумрудами и бирюзой, усыпанные самоцветами греческие сабли, футляры для луков, колчаны для стрел и др. Там же экспонируется украшенная самоцветами разнообразная посуда из драгоценных металлов - чаши, кубки, ковши, ножи и др.
   
Одно из интересных ювелирных изделий Оружейной палаты - образок-камея, изготовленный византийскими мастерами в XI-XII вв. из агата . Камея круглой формы в серебряной оправе, отделана жемчугом и драгоценными камнями синего, красного и зеленого цвета. Оправа изготовлена в XIV-XV вв.
   
В изделиях с драгоценными камнями, изготовленных до XVII в., использовались главным, образом камни, привезенные из других стран. Так, А.Е. Ферсман пишет, что в это время настоящего русского самоцвета и русского камня для ювелирных изделий в России еще не было. Все цветные камни, по мнению Ферсмана, попадали в XIII-XVI вв. в Россию из Византии или с Востока. Только в середине XVII в. началась добыча русского драгоценного камня. В 1635 г. на Урале был обнаружен малахит, верительные грамоты 1675 и 1696 гг. сообщают нам об открытиях по рекам Восточной Сибири месторождений сердоликов, агатов, халцедонов и яшм.
В 1668 г. около Мурзинки, на Среднем Урале, Михаиле Тумашов открыл цветные камни и медную руду и объявил об этом в Сибирском приказе.
   
Петр I уделял большое внимание развитию горного дела, в том числе поискам и добыче драгоценных камней. При нем были открыты месторождения горного хрусталя, раухтопаза, аметистов и бериллов. Вскоре уральские самоцветы приобрели широкую известность. В 1700г. Петр I учредил в Москве особый приказ горных дел, замененный в 1718г. бергколлегией. В Тобольске было организовано горное начальство для управления сибирскими к уральскими заводами. В 1725 г. Петр I повелел построить в Петергофе мельницу на 40 рамах "для обработки и полирования самоцветов и стекол". Ферсман пишет: "В течение двухсот с лишним лет фабрика была рассадником культуры камня, школой художников и мастеров. Ее изделия превзошли произведения Флоренции и Милана".
   
Петр I основал в 1714 г. Кунсткамеру в Петербурге, в которой работали М.В. Ломоносов, В-М.Севергин и другие ученые. Впоследствии из Кунсткамеры выделился Минеральный кабинет Академии наук, преобразованный в 1912 г. в Минералогический музей Академии наук. В 30-е гг. Минералогический музей был переведен в Москву. В настоящее время Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана располагает одной из крупнейших в мире коллекцией минералов.
В XVIII в. был утвержден ряд орденов, украшенных бриллиантами и другими драгоценными камнями. На выставке "Алмазный фонд СССР" экспонируются ордена и орденские знаки, каждый из которых является уникальным ювелирным произведением.
   
Во времена царствования Екатерины II русское камнерезное искусство стало быстро развиваться. В 1774 г. на берегу р. Исеть была построена Екатеринбургская гранильная фабрика, а несколько позднее на Алтае - Колыванская шлифовальня.
   
"Петергоф - Екатеринбург - Колывань - таковы три центра старой русской камнерезной промышленности. Сначала затеи царского двора, а потом - три единственные в мире по размаху учреждения, призванные выявлять красоту русского цветного камня..." - писал AJE. Ферсман .

Екатерина II очень любила драгоценности и щедро раздаривала их своим фаворитам - Румянцеву, Орлову, Потемкину, Зубову. В это время в Петербурге на Миллионной улице жили лучшие мастера-ювелиры, многие из которых выполняли заказы для царского двора (Позье, Людовик Дюваль и др.). В моду вошли изделия с бриллантами - серьги, пряжки для башмаков, поясов, пуговицы и запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки и гребни. Некоторые изделия тех времен экспонируются на выставке Алмазного фонда
   
В XVIII и XIX вв. в Петербург свозили самые лучшие декоративные строительные камни, из которых строились великолепные дворцы, соборы, мосты. В 1765 г. была организована особая экспедиция "по розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале", которая превратилась, по существу, в первую минералогическую экспедицию. Она вела работы в ряде районов России. В это время на Южном Урале в Ильменских горах были открыты месторождения амазонского камня, в районе, оз. Байкал талантливый естествоиспытатель Лаксман нашел лазурит.

В 1773 г. в Петербурге была образована Горная академия (ныне Горный институт), где вскоре возник Горный музей, коллекция минералов и горных пород которого считается одной из лучших в Советском Союзе.
   
В конце XVIII в. в России начало развиваться кустарное производство - народный камнеобрабатывающий промысел. На Урале стали гранить бериллы, топазы, горный хрусталь, полировать яшмы, малахит и другие минералы. На Алтае и в Забайкалье из цветного камня изготавливали редчайшие изделия - вазы, столешницы и др., которые получили всемирную известность.
   
В 1817 г. в Петербурге было создано второе в мире и первое в России минералогическое общество, объединившее любителей минералогии, горных инженеров и ученых страны. В 1820-1850гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов, демантоидов, цирконов, рубинов, хризолитов, алмазов и других драгоценных камней. "Теперь действительно в нашей стране были замечательные богатства самоцветов - сверкающие камни, которые могли послужить к созданию настоящего ограночного дела. Вся палитра многоцветных камней раскрывалась в этих минералах", - так писал А.Е. Ферсман .
   
Действительно, в России в XIX в. камнеобрабатывающее искусство достигло высокого уровня. Всему миру известны великолепные дворцы Петербурга - Зимний, Строгановский, Мраморный, Царского села, Петергофа и Павловска, а также изумительные по красоте соборы - Исакиевский, Петра и Павла и др., при постройке которых были использованы разнообразные мраморы, яшмы, кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие цветные камни России, Италии и других стран. На весь мир прославился уральский малахит. Замечательные вазы, столешницы, подсвечники, письменные приборы и др. изготовлены из этого камня. В Зимнем дворце знаменит малахитовый зал, во Франции в Луврском музее имеются изделия русских умельцев из малахита. Малахитовые изделия всегда пользовались повышенным спросом на Западе.
   
Русская яшма также получила всемирное признание. Мастера Колывани и Екатеринбурга создали огромное количество уникальных изделий - ваз, столешниц, колонн и торшеров. В их числе - знаменитые вазы из калканской яшмы, изготовленные прославленными русскими мастерами Коковиным и Налимовым. На заводах Колывани и Екатеринбурга в XIX в. было изготовлено более 300 крупных ваз. В заключении жюри I Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.) по поводу экспонирующихся на ней яшмовых ваз написано: "Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когда-либо исполнены со времен греков и римлян". В Эрмитаже экспонируется более 100 крупных ваз, чаш, столешниц и торшеров из яшмы.
   
На I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. заслуженным успехом пользовалась русская экспозиция ювелирных изделий и драгоценностей: прекрасная диадема, украшенная тремя тысячами драгоценных камней; коллекция графа Демидова с уральскими самоцветами, рубины графини Воронцовой-Дашковой поражали своей красотой посетителей. Огромные парадные двери, изготовленные из малахита, производили ошеломляющее впечатление. В "Обозрении Лондонской Всемирной выставки" опубликовано: "Переход от брошки, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который привыкли считать драгоценностью". Многие русские изделия из камня получили призы Всемирной выставки.
   
В начале XIX в. в ювелирных изделиях наряду с бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами стали применять полудрагоценные камни, особенно сердолик, который использовали для изготовления перстней, табакерок, браслетов. Стали высоко цениться аквамарины, топазы, агаты, ониксы, кораллы, которые вставляли в браслеты, диадемы, гребни, колье и др.
   
Во второй половине XIX в. среди ювелирных фирм России выделилась одна, основанная в 1848г. в Петербурге. Этой фирмой руководил Карл Фаберже. По рисункам и образцам Фаберже работал ряд крупных ювелирных мастерских того времени - Реймер, Гольстрем и Коллин, изделия которых отличались четким рисунком с рельефными деталями. Очень модными были диадемы, эгреты, колье, пряжки, крупные банты, для изготовления которых применяли бриллианты и цветные полудрагоценные камни. В изделиях Фаберже использовали нефрит, родонит, яшму, горный хрусталь, розовый и белый кварц, лазурит. В начале XX в. мастерские Фаберже освоили камнерезное производство - изготовление различных настольных украшений, пасхальных яиц, миниатюрных скульптур людей, животных, а также каменных цветов, которые пользовались большим спросом и ценились очень дорого. Многие изделия делали по заказам членов царской семьи.
   
Одним из первых художников в камнерезной мастерской Фаберже был П.М. Кремлев. Кроме него следует упомянуть художников-камнерезов Дербышева, Бирбаума, Якобсона. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. русские художественные изделия из камня имели большой успех. После этой выставки фирма Фаберже открыла в Лондоне свое отделение, которое обслуживало Англию, Францию, США, Индию и Сиам.
   
Конец XIX в. был ознаменован открытием синтеза драгоценных камней группы корунда, С 1902г. французский химик М.А. Вернейль начал поставлять на рынок синтетические рубины, а чуть позже - сапфиры и шпинель. Решение проблемы синтеза корундов дало новый толчок развитию производства изделий из драгоценных камней. Одновременно синтетические драгоценные камни стали применять в технике - в оптических приборах, радиоэлектронике, квантовых генераторах и т.п.
   
Однако обилие синтетических камней не снизило, а во много раз повысило роль и стоимость природных ювелирных камней.
   
Так, за последние 10 лет стоимость ювелирных алмазов увеличилась почти в три раза, а цены на изумруды и рубины стали выше, чем на алмазы. Украшения из природных драгоценных камней по-прежнему очень ценятся, и в дальнейшем их стоимость возрастет.
Драгоценный камень служит не только украшением. Так, алмаз используется в геологоразведочном бурении. Около половины всего объема бурения выполняют с помощью алмазных коронок, что ускоряет сроки разведки новых месторождений полезных ископаемых и снижает затраты на их разведку в три раза и более. В металлообрабатывающей промышленности алмаз служит резцом и сверлом, незаменим он в абразивной промышленности, приборостроении, металлургии при протяжке тонкой проволоки для металлокорда, кабельной и электроламповой промышленности.
   
Цирконы применяют в ядерных реакторах, металлургии и авиационной технике, корунды - в химической промышленности как абразивный материал, в оптических квантовых генераторах и датчиках в электронных приборах; благородные турмалины используются в оптике и радиоэлектронике, а берилл и другие бериллиевые минералы являются ценнейшим сырьем для создания особопрочных металлов. Бесчисленны области применения минералов группы кварца - в радиоэлектронике, оптике, стекольной и абразивной промышленностях, приборостроении и др.

Цветные камни широко используются и в строительном деле. Яшма, лабрадорит, кварцит, родонит и др. украшают интерьеры подземных станций Московского метрополитена, цветные камни служат наружной и внутренней отделками деталей стен, интерьеров и цоколей. Поэт цветного камня А.Е. Ферсман писал: "Уже новые города строятся не из дерева и кирпича, а из больших каменных монолитов и вместо старых легковесных построек в новых культурных центрах возникают величавые и прекрасные здания, облицованные твердыми камнями, одетые в мрамор, лабрадорит и яшму. Во внутреннем убранстве прекрасный и неизменяемый камень заменит дешевые штукатурки, и лучшие узоры и краски природы найдут своих художников, чтобы украсить жизнь нового общества"
 

 

Комментарии к публикации "История применения драгоценных камней"