Все вещи, продававшиеся фирмой, носили ее клеймо, за исключением тех случаев, когда изделие было настолько мало, что для клейма просто не было места, или же оно было настолько хрупким, что “клеймение” могло повредить саму вещь. Однако, все фальшивые “Фаберже” снабжены клеймами. И если до 70-х годов поддельщики довольно часто ошибались при нанесении клейм, то последняя волна подделок достигла, в этом отношении почти полного совершенства.
И в то же время мы сталкиваемся здесь со своеобразной проблемой - проблемой вещей, которые созданы действительно фирмой мастера и которые даже во времена Фаберже продавались без клейм. В их число входят фигурки животных, цветочные композиции, некоторые фигурки из камня и драгоценности. Скульптурные изображения животных, созданные Фаберже, клеймились очень редко и исключительно на металлических деталях, и были слишком малы для гравировки. Без клейма и оригинального футляра они представляют собой проблему для атрибутики - определения авторства и подлинности самой вещи. Стебельки цветов были также слишком хрупки для гравировки, и лишь небольшая часть цветочных композиций Фаберже помечена клеймами. Клеймение же ювелирных изделий из платины тогда по закону было необязательным, а так как большинство ювелирных изделий Фаберже сделаны именно из этого металла, то, если оригинальный футляр утерян, доказательств авторства и подлинности вещи не остается. Эта категория изделий и оказалась идеальным полем деятельности для изготовителей подделок.
Эти проблемы стали возникать еще при жизни Фаберже. С ростом его международной славы после Парижской Всемирной выставки иностранные конкуренты стали перенимать стиль Фаберже. Подражая ему, известные ювелиры Лондона, Вены, Берлина боролись с Фаберже за его богатую русскую и английскую клиентуру. Книги учета Картье (Париж) содержат немало тех же имен, что фигурируют в книгах Фаберже. В книгах Картье упоминаются 169 цветочных композиций, одна из которых была приобретена у Фаберже. Здесь также перечислены 200 фигурок животных из самоцветов, многие из которых приобретены у тех же поставщиков поделочного камня, что снабжали и самого Фаберже: Овчинников, К. Вефель, Денисов-Уральский.
Несколько рисунков на полях и некоторые описания животных у Картье очень напоминают работы Фаберже. Их загадочное исчезновение из поля зрения коллекционеров и специалистов не оставляет сомнения в том, что ранние скульптурные изображения животных работы Картье теперь безвозвратно перепутаны с работами Фаберже, и именно в этом, очевидно, одна из причин установленных искусствоведами стилистических аномалий его “животного мира”. То же самое, очевидно, произошло и с некоторыми ранними цветочными композициями Картье.
Вскоре после смерти Карла Фаберже двое его сыновей, Евгений и Александр, вместе со специалистом по камню и прежним управляющим Московского филиала фирмы Андреа Маркетти, а также Джулио Герьери, ювелиром из московской фирмы “Лори”, открыли в 1924 году в Париже фирму “Faberge & Cie”. По словам. Евгений продавал вещи отца, ремонтировал их, заново покрывал эмалью. При этом он добился успеха. Фирма заказывала резные каменные фигурки животных у Ильдара Оберштейна, причем, некоторые из них делались по дизайну Александра Карловича.
Лицензия на использование фирменного имени “Фаберже”, как торговой марки, одно время была продана парижской ювелирной фирме “Жерар”. Сейчас она принадлежит компании “Юнилевер”.
Уже в 1934 году открыто ставится вопрос насчет подделок Фаберже. В Соединенных штатах поддельщики активно действуют, начиная с 30-х годов, с тех пор, как цены на работы прославленного мастера и его фирмы резко пошли вверх, а спрос стал превышать предложение. К числу этих ранних подделок относится немало цветочных букетов, выставленных в некоторых американских музеях. Все они довольно грубой работы и сделаны одним мастером или одной группой мастеров, скорее всего у Ильдара Оберштейна в Германии.
Более серьезные подделки стали появляются в Европе с середины 50-х годов, когда цветные фотографии и рисунки клейм в новых обстоятельных монографиях дали мастерам и их заказчикам образцы, на основании которых они смогли создавать свои имитации. Эти подделки легко определить, так как все они неизменно и непосредственно копируют уже существующие, известные оригиналы (как правило, все вещи Фаберже уникальны, за исключением некоторых). Все это, главным образом, фигурки из камня, цветочные композиции и животные из самоцветов.
В 1960-е годы из СССР хлынул целый поток мастерских подделок. Исходил он от некоего Наума Николаевского и его шурина Василия Коноваленко. Эти люди специализировались на продаже подлинных старинных вещей русской эмали в технике cloisonne, на которой они умело затирали прежние клейма и накладывали поверх них клейма фирмы Фаберже. Более серьезными подделками были продаваемые ими резные фигурки животных и каменные статуэтки, которые в немалых количествах попадали на западные аукционы. В 1969 году 15 мастеров арестованы, Н. Николаевский осужден на 6 лет лагерей в Сибири. В. Коноваленко с начала 80-х живет в Нью-Йорке и работает как скульптор.
Расположенные в Нью-Йорке мастерские также выдают значительное количество всевозможных вещей с клеймами Фаберже. Они располагают рядом подручных, которые путешествуют по всему миру и продают “изделия Фаберже” (например, harlequin - наборы ножей для разрезания бумаги, с императорскими вензелями и гербами) “со скидкой”, не гарантируя подлинности своих вещей.
Стиль “Бруклинского поддельщика” легко распознаваем: он работает в камне и в эмали guilloche. Клейма и качество работы безукоризненны. Самым очевидным его признаком является злоупотребление императорской символикой: все вещи “перештампованы” двуглавыми орлами, императорским шифром и монограммами (эти символы, подразумевающие “достоверную” принадлежность вещи императорской семье, на самом деле, очень редко использовались для этой цели). Другой отличительной чертой является злоупотребление лавровыми венками в стиле Людовика XVI.
Подделка вещей Фаберже, достигшая грандиозных размеров, будет продолжать находить все больше покупателей до тех пор, пока неопытные покупатели не поверят той горстке по-настоящему признанных экспертов, которых можно найти по обе стороны океана.