Представьте себе, что традиция "выдавать" дочь замуж вместе с приданным родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи (вероятно, голландского "нового русского") влюбилась в простого мельника (по нашим временам, можно сказать, в бюджетника). Конечно же, родители были против такого мезальянса, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима и ушла к любимому.
Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто — посуду, кто — постельное белье, кто—инструменты, кто—деньги. Все хотели, чтобы жизнь молодых началась счастливо и продолжалась долго-долго. С тех пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.
А когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Это почти в наше время, в XIX веке. Знаете, почему обручальное кольцо носили на безымянном пальце? Дело в том, что наши не очень-то сведущие в медицине и анатомии предки были уверены, что именно на этом пальце находится кровеносный сосуд, который идет прямо к сердцу. Так что кольцо — это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом.
Хотя некоторые злые языки утверждают ,что Европа скопировала все это с обычаев древних времен, так как уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.
Да, кстати, если жених отказывается приходить на свадьбу в новых ботинках, не стоит его переубеждать. Ну и что, что это старые стоптанные башмаки, ему ведь удобно? А самое интересное, что в Британии, Австралии, США и других европейских странах существует поверье, что жених должен явиться на венчание или свадьбу только в поношенных ботинках. Правда, никто уже не помнит, почему. Но это не важно, главное — соблюсти традиции (при этом еще и экономия).
По обычаям многих народов, идя к алтарю, невеста должна надевать что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. У нас этот обычай сохранился до сих пор. Под старым, как правило, подразумевался какой-нибудь подарок от матери. Такая вещь символизировала мир и мудрость в замужестве. Новое — это и так понятно, новая семья девушки. Голубое — это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Возможно, тебе покажется это смешным (особенно скромность, но таковы были нравы лет 100—200 назад). Между прочим, Дева Мария облачена в одеяние голубого цвета, что как раз символизирует ее чистоту.
А причем тут взятое в долг? Здесь тоже есть свой особый смысл. Взять в долг
нужно было что-то у замужней женщины, счастливой в браке. С этой вещицей
передавалось благословение на хорошую семейную жизнь.
Обычай вносить невесту в дом на руках. Он появился в результате веры в то, что
невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Так вот, чтобы
обмануть этих коварных монстров, невесту несли на руках. Раз она не идет по
земле, значит, ее сейчас здесь нет.
К тому же, чтобы обмануть этих злейших врагов молодоженов, дорожку перед женихом и невестой посыпали цветами, лепестками роз, рисом. В наше время этот обычай сохранился, только посыпают молодых чем угодно, начиная от крашеного пшена, кончая конфетами и монетками. Последнее ужасно нравится детям, так что если хотите доставить младшим братьям и сестрам удовольствие, договоритесь об этом варианте торжественной посыпки. (Совет выбирайте посыпку не очень тяжелую, кроме шуток. Есть случаи травмированных на свадьбах невест.)
Фата тоже имела вначале чисто магически-ритуальное значение. Она должна была скрывать лицо молодой от сглаза и влияния злых сил. Кому хотелось, женившись на хорошенькой девушке, ввести в дом ужасную "квазимоду". Так что жених хотел лишний раз перестраховаться, чтобы не мучиться всю оставшуюся жизнь.
Почти каждая невеста, впоследствии ставшая женой, на вопрос, что самое утомительное на свадьбе, ответит: "Крики подвыпивших гостей "Горько!". Особенно когда жених или невеста, замученные голодом, пытаются запихнуть себе в рот ложечку салата или куриную ножку. Причем первые 5—10 поцелуев идут довольно хорошо и бодренько, даже приятно. Но вот 101 в конце вечера — это уже тяжелое испытание для жениха и невесты. Однако что делать, такова традиция. Причем она тоже имела под собой магические корни. При поцелуе, так думали наши предки, новобрачные обменивались частичками своей души и опять же присягали друг другу на верность.
Если внимательно присмотреться, то можно увидеть много схожего в обычаях свадебной церемонии у различных народов. Конечно, есть и оригинальные, непохожие и непонятные для нас, но о них мы поговорим позже. А сейчас еще немного о тех обычаях и традициях, которые перекликаются. Так, например, у греков и римлян в свадебных традициях есть много идентичного славянским.
Между прочим, некоторые филологи и историки-этнографы считают, что слово
"свадьба" имеет латинские корни. Покровительница браков называлась у латинян
Suada и Babia (свада и бабиа). Ты не находишь, что сходство есть? Между прочим,
обычай посыпать хмелем, зерном и деньгами молодоженов пошел от греков и римлян.
А про свадебный каравай и говорить нечего, этот обычай заимствован у древних
римлян напрямую. Русский каравай — это брат-близнец римского пирога из муки,
замешенной на соленой воде и меде.
У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция
существовала и в России. Сохранилась она, правда, в несколько интерпретированном
варианте и сегодня. Где-то ломают каравай, где-то заставляют его откусывать. В
Шотландии, например, мать невесты, после венчания дочери (прямо у дверей храма),
ломала над головой новобрачной смородиновый пирог. Шотландцы были уверены, что
этот обычай сделает невесту счастливой в семейной жизни.
А в Древнем Риме была такая съедобная традиция, которая потом имела место быть и
в России, — печь свадебный пирог. В священном городе жених и невеста не
признавались супругами до тех пор, пока одновременно не съедят по куску
свадебного пирога. Вот только непонятно, кто их готовил (пироги) — сама невеста,
ее мама или кто-то из служанок. Ладно, если бы сама невеста, можно было бы
попытаться объяснить этот обычаи — экзамен на кулинарные способности будущей
жены. А если готовила теща?
"У римских аристократов в начале нашей эры эта традиция превратилась в свой
способ бракосочетания. Никаких вам ЗАГСов, венчаний. Достаточно было в
присутствии нескольких свидетелей обменяться с невестой лепешками из теста,
замешенного на соленой воде. Лепешки эти назывались far, а само бракосочетание —
confarreatio. Про обычай потом забыли, вернее, он трансформировался. Так,
например, на севере Англии стали нарезать на мелкие квадратики эти свадебные
лепешки и осыпали ими невесту и свадебный зал. Кое-где над головой невесты
ломали специально приготовленный свадебный корж, после чего кидали его гостям.
Девушка, съевшая такую лепешку, так полагали англичане, во сне увидит своего
суженого.
А обычай бить посуду на счастье во время свадьбы? Его можно назвать
интернациональным.
На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К
тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а
вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь
разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще,
считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.
Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в
Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в
руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через
голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна
расхватать кусочки пирога. В том случае, если блюдо не раскололось на мелкие
кусочки, дружок должен растоптать его ногой. Чем больше разбитых кусочков блюда,
тем больше счастья будет у молодых.
Кое-где в Европе был обычай, по которому родители невесты после венчания
выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось,
если блюдо разбивалось на большое количество осколков.
У славянских народов был распространен и такой обычай: после того как Невесту
вводили в дом к мужу, три раза обводили вокруг очага. Затем ей давали в руки
кочергу, и она ворошила угли, приговаривая: "Сколько искр — столько детей".
Практически то же самое делали индусы. Они водили невесту вокруг костра и
обращались к богу Огня с просьбой дать много детей.
В Британии молодой жене, входящей в дом, тут же давали в руки кочергу, совок,
каминные щипцы. Это как бы сразу придавало ей статус хозяйки дома, однако дело
было не только в этом. Она должна была поправить огонь в камине, надев передник.
И если искра падала на верхнюю часть передника, значит, скоро можно было ждать
прибавления в молодом семействе.
В Англии при выходе из церкви молодой вручали мешочек с орехами, делала это
по- жилая женщина, многодетная мать. Считалось, что это должно было стать
гарантией того, что у молодых будет много здоровых детей. Позже вместо орехов
невесту обсыпали рисом, ведь он так же плодовит. В некоторых странах для этого
вручали невесте цветки апельсинового дерева.
А вот у шотландцев на этот счет свое мнение. Накануне свадьбы, для того чтобы
молодые жили счастливо и благополучно, гости врываются в дом к жениху,
укладывают молодого человека на пол и намазывают ему ступни сажей и ваксой.
Причем для чего это нужно, откуда повелось, никто уже не помнит. Но обычай есть
обычай, традиции нужно соблюдать.
Поскольку жених тоже не имел никакого представления о том, каков характер, способности и умения молодой жены, он сильно рисковал. Англичане оказались более прагматичными. Так, в Чешире (откуда родом чеширский кот из "Алисы в Зазеркалье") в церкви стоял большой сундучище, даже не просто большой — огромный. Это был своеобразный тест на то, годится ли девица в жены фермеру. Если молодая могла поднять крышку сундука одной рукой, значит, тест дал положительный ответ. А если нет, значит, силенок у нее недостаточно, чтобы стать помощницей мужу, фермерской женой. Это было веской причиной, для того чтобы отказать невесте. Хорошо, что мы живем не в Чешире, а в России. Ощущать себя тяжеловозом, причем и так наши женщины работают на самых тяжелых участках (асфальтоукладчицами, например), не очень приятно.
А вы знаете, откуда появился обычай украшать свадебные машины лентами? Он при шел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII—XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными байтами на рукавах. Считалось, что тем самым они — гарантия счастливого брака. Невестины банты — это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Поз же невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. А потом выход был найден. Так что когда знакомые будут говорить, что ленты на машинах—это немодно, не слушайте никого. Считайте, что у вас талисман на счастье.
Браки всегда сопровождались затейливыми обрядами, которые должны были оставить память о свадьбе на всю жизнь. Самое интересное, что в этом свадебном спектакле ничего не делалось зря, просто так. Любой жест, поворот, слово, одежда — все имело свое особое значение.
Причем значения происходящего уходили так глубоко корнями в язычество, что
многие ритуалы сегодня просто невозможно уже объяснить. Еще совсем недавно
считалось, что если брак освящен в церкви, но не соблюдены все традиции
(например, сватовство, заигрывание) — брак просто не будет принят
односельчанами. А вот если все "языческие" ритуалы были соблюдены, то с
венчанием можно и подождать. Его можно было приурочить к освящению новой избы
или крещению ребенка. Так что порой традиции оказывались гораздо сильнее, чем
церковное благословение.
Наверное, нигде нет таких сложных свадебных обрядов, как у жителей России. Это
целый спектакль с расписанными ролями и в несколько действий. Причем языческие и
христианские обряды так тесно сплетены друг с другом, что просто невозможно
определить, какой из них—какой. Это—единый организм.
У славянских народов, например вятичей, северян, существовал обычай похищения невесты. В играх, хороводах мужчина выбирал себе невесту и уводил ее к себе в дом, после чего начиналась целая эпопея с играми, забавами. Кстати, отсюда и пошло выражение "играть свадьбу".
Между прочим, если ваш любимый долго не соглашается узаконить ваши отношения,
можете ему рассказать кое-что о происхождении слова муж. На Руси издавна любого
холостого мужчину называли "малым", даже если это был двухметровый детина, косая
сажень в плечах, кровь с молоком. И только женившись, он получал почетное
звание, означавшее и мужчину, и супруга одновременно —"муж". Значит, человек
несемейный считался как бы не совсем значимым и достойным уважения.
Вы не задумывались, почему на свадьбе главное действующее лицо не жених, а
невеста? Откуда взялась традиция белого свадебного платья? Для чего на невесте
фата?
Невеста... если прислушаться, то кажется невеста—невесть что. И это верное
толкование, "невеста" означает неизвестное, неведомое. Ведь действительно,
редкий жених-счастливец мог видеть, знать девушку до свадьбы. Впрочем, как и
девушка. Так что жизнь изменилась, а слово осталось. Ну все равно, довольно
симпатичное словечко.
Выходить замуж — значит переходить в род мужа. Покидать род отца с матерью — это
символическая маленькая смерть и новое рождение уже другой женщиной, имеющей
принадлежность к роду мужа. Поэтому невеста так привлекала к себе внимание всех
на свадьбе. Да, обычай менять фамилию своей семьи на фамилию мужа имеет как раз
под собой именно эту основу. Фамилия — это знак рода.
Жених вносит невесту через порог на руках: все верно, порог—граница двух миров, и ей придется перейти из своего (но для мужа то чужого) рода и превратиться в свою.
К тому же белое платье, которое все ошибочно считают знаком невинности, чистоты и скромности девушки, на самом деле — цвет траура. Так повелось очень давно, а у восточных народов, например в Индии, сохранилось до сих пор. Белый очень давно считался цветом забвения, прошлого, памяти. Другим таким печальным цветом на Руси считался красный. Этот цвет традиционно включался в одеяние славянских невест. Вы знаете песню: "Не шей мне, матушка, красный сарафан". Это как раз о нежелании выходить замуж. Понятно теперь, что "символическая смерть" молодой девушки и превращение ее в жену обряжались в такие скорбные цвета.
Фата — довольно старое слово, которое первоначально переводилось как платок. Им закрывали невесте лицо, и был он совсем не похож на прозрачную кружевную кисею. Он представлял собой плотный кусок материи, сквозь который не должно было просвечивать лицо девушки.
Обычай не есть и не пить молодым на свадьбе тоже имел символическое,
ритуальное значение, такое же значение имел обычай не браться за руки жениху и
невесте. Все потому же, что они находились как бы пока еще в двух разных мирах.
Какая свадьба без песен! Были они и на русской свадьбе. Правда, большая их доля
приходилась на причитания и печальные трагические песни. Чем больше слез у
невесты, тем большую преданность показывала девушка своим прежним предкам и
защитникам.
Об этих свадебных песнях разговор особый. Вы когда-нибудь слышали такие? Конечно же, сегодня таких песен подружки невесты не поют. А между прочим, эти песни имеют давнюю историю. Они пелись еще в Древнем Риме у спальни новобрачной. У наших прабабушек было несколько разновидностей песен. Свои для сговора, свои —для венчания, свои —для самой свадьбы. Песни величальные, песни разлучные и тому подобное. Это были своего рода песенные инструктажи, обязанности молодой жены, рассказы о замужней жизни, сетования на расставания с родней. Причем очень многие сохраняли упоминания о языческих богах—таких, как Лель, Тур, Ладо (между прочим, это славянские боги любви и радости).
Еще с языческих времен остался обычай прощания с девичьей косой: заплетать девушке вместо одной —две косы. Причем пряди нужно было укладывать одну под другую. Бывали случаи, когда невеста убегала с женихом без благословения родителей, тогда, чтобы склонить родителей признать брак, муж должен был отрезать косу и выставить как доказательство вместе с выкупом за то, что украл.
Кстати, свадебный выкуп на Руси назывался "вено", очень похоже на "венок" и
"венец" — девичий головной убор. Это на самом деле однокоренные слова, выкуп
давался за этот венок. Отдав его, девушка становилась замужней.
Однако в наше время все не так, и замуж выходят не для того, чтобы грустить и
печалиться. Так что поговорим о приятной стороне свадьбы.
На Руси свадьбы превращались в самые настоящие спектакли, театральные действа, состоящие из нескольких частей. Начиналось все задолго до самого свадебного торжества. Предварительно сговаривались, сватали, пропивали, рукобили (в смысле не дрались, а в знак договора хлопали друг друга по руке). Затем шла подготовка невесты и девичник, который непременно сопровождался коллективной помывкой подружек в бане (хорошо, что в то время не было самолетов и девушки не употребляли особо крепких напитков, а то потом искали бы невест по всем городам России, как героя фильма "Ирония судьбы..."). И конечно же, свадебная церемония, венчание, пир.
Современным невестам повезло гораздо больше, чем их предшественницам. Дело в том, что наши предки выходили замуж или женились очень рано, так что многие наши современные невесты могли считаться типичными старыми девами. На Руси вообще женились очень рано: 12—13 лет был самый ходовой возраст.
Современным невестам несказанно повезло, что на пороге XXI век, они прекрасно изучили своего избранника и добровольно сделали свой выбор. А вот нашим прабабушкам в этом плане не повезло. Невесты и женихи зачастую даже не знали друг друга. В силу своего возраста и строгих нравов молодые даже не могли встречаться и разговаривать друг с другом. Представляете, что они даже не могли обмолвиться словом при родителях о своем желании выйти замуж за Петю, Антона или кого-нибудь еще. Мужчинам было немного легче, они могли не считаться с волей родителей, но только если вступали во второй брак или были в возрасте.
Конечно же, невестам тех времен было трудно представить, какой будет жизнь в замужестве. Ведь жениха и его семью девушки практически не знали. Это сейчас, после того как молодые встречались несколько лет, известны все привычки и слабости жениха или невесты. Так что в новую семью невеста идет подготовленной, а тем невестам оставалось только одно — обратиться к помощи гаданий. Те девушки, у кого не было родителей (сироты), ходили на могилку просить благословения и совета. Склонившись над могилами родных, они вслушивались в шорохи и шумы, окружающие их. От напряженного выслушивания, конечно же, бедняжке начинало что-то казаться, а дальше с помощью хорошего воображения можно было истолковать все так, как хотелось или виделось.
14 октября отмечается праздник Покрова святой Богородицы. Накануне этого праздника девушки гадали на свою будущую семейную жизнь. Традиционным в это время года было гадание на ржаном хлебе, испеченном руками девушки, и отбеленном пучке льна (измятом). На Покров и Покровскую пятницу невесты просто молились о хорошем замужестве: "Батюшка, Покров, мою головку покрой". Сама понимаешь, что никакой уверенности в том, что замужество будет удачным, у девушек того времени не было. Да и откуда могла знать среднестатистическая Акулина XVII или XIII века, работящий муж али пьяница. Оставалось одно — гадать!
В тот же Покров и на Святки выпускала невеста курицу или петуха (так вернее) и раскладывала перед птицей монетки, хлеб, уголь, воду и щепку. С замиранием сердца наблюдали молодицы, к чему подойдет ПЕТУХ. Хорошо, если монетку клюнет, замужество будет сытное и богатое. Если хлеб, тоже неплохо, средний достаток—дело хорошее. К углю, жаль, но что поделать, такова судьба—быть в замужестве бедной, нужду знать. Подойдет к воде — ай, муж пьяница будет. А если вдруг петух выберет щепку— совсем плохо, к смерти.
А еще брали курицу с насеста и раскладывали перед ней кольца: медное,
серебряное и золотое. Понятно, что золотое кольцо — муж хороший, серебряное —
нормальная жизнь, достаток средний. А медное — жизнь будет незавидная, бедная.
На те же Святки выходили девушки поздно ночью в дровяной сарай и при полной
темноте брали первое попавшееся полено из поленницы. А уж дома при свете
внимательно рассматривали. Та, у которой полено гладкое, без сучков, —
счастливица, муж будет добрый и приветливый. А если на бревне трещины и сучки,
тут уж слез было — муж будет сердитый и плохой.
А еще так делали: из воска свечи лепили лебедей — лебедя и лебедушку, лебедушку
румянами раскрашивали. Наливали в большую чашку воды и пускали пару туда, а
сверху накрывали платком. Перед сном смотрели, что с лебедями. Если плавают
вместе, замужняя жизнь будет прекрасная, муж будет любить и холить жену, в доме
будет мир и согласие. А если плавают в разных сторонах, увы — будут ссоры и
скандалы, вражда в доме.
На Святки, а иногда и накануне перед свадьбой, выходила невеста молодая на улицу слушать под чужими окнами разговоры. И первое же окно рассказывало ей о замужестве: если там ругались, скандалили — значит жизнь замужем сложится неудачно, а вот если там слышно было веселье, смех, пение — жизнь будет веселой и счастливой.
Каких только способов узнать будущее замужество ни было на Руси. Так, издавна считалось, что если у девушки во время стирки или мытья посуды фартук на животе часто мокнет, то быть ей замужем за пьяницей.
А вот еще одно суеверие: в России издавна считалось дурной приметой, если девушка, несущая ведро воды от колодца до дома, выплескивает воду из ведра. Говорили, что у такой муж будет толстогубый или "губошлеп". Так что теперь вам понятно, в чем преимущество наших современниц, выходящих замуж, — нас уже не выдают, мы сами выходим.
Откуда пошло это выражение "выдать дочку замуж"? С тех далеких времен. Желая пристроить дочку (лишний рот в семье или отрезанный ломоть, ничего себе формулировочка?!) родители подыскивали подходящий вариант, выбирался засланец из своих — сват или сваха — проверенных и доверенных, и направлялся в подходящий дом.
Главным и решающим, как вы понимаете, были вовсе не чувства молодых (и не
только в смысле возраста) друг к другу. До того момента они даже не подозревали
о существовании друг друга. Главное — выгода, которую получают породнившиеся
семейства.
Точно так же действовали родители, имеющие в хозяйстве холостого сына (без меня
меня женили" как раз из тех самых времен), посоветовавшись и взвесив все за и
против, находят невесту и отправляют своего свата или сваху в дом будущей
невесты. Тут уж все зависит от умения и сноровки предпринимательницы свахи.
Причем перед тем как свахе отправиться на дело, ее сажали на стул и связывали все четыре ножки кушаком, чтобы лучше свадьба связалась, а в спину ей кидали хорошо ношенный лапоть, самый старый (его специально хранили для таких случаев).
Помимо всего прочего, перед тем как отправиться на переговоры с родителями избранной девушки, сват должен был встать перед иконой Божьей Матери, обтереть ее чистым полотенцем и трижды прошептать свадебный заговор.
В те времена на Руси все браки начинались с хлопот свах. Это был почти клан особенных людей, устраивавших судьбы молодых. Профессия эта была уважаемая и весьма прибыльная. Во-первых, свахи точно знали рынок невест и женихов, поэтому, обратившись к хорошей свахе, можно было узнать, какие девки на выданье, каков их характер, поведение, не замечены ли в чем дурном. То же самое касалось и женихов. Причем у свахи в каждом богатом, достойном доме был свой "штат осведомителей", которые передавали (небесплатно, разумеется) всю информацию. Если свахе удавалось заключить выгодный брак (точнее, сделку), то она получала хорошее вознаграждение. Кроме денег, сваха получала в подарок кашемировую шаль. И чем больше у нее таких шалей, тем квалифицированнее она считалась. Своего рода диплом, который на плечах.
Сват должен был быть хитрым, ловким и досконально знать все обычаи, приметы. Являясь с предложением к родителям невесты, сваха садилась на лавку так, чтобы половица из-под ее ног шла прямо к двери. Считалось, что это добрый знак для удачного сватовства.
Так, например, сразу заговаривать о свадьбе было не положено. По правилам, сваха должна была сесть на особое место (как правило, под главную балку на потолке) и, начав издалека, постепенно переходить к самому главному: предложению выдать девушку замуж.
Если жених не подходил, то родители невесты придумывали для виду отказ:
"молода де, глупа еще" (иногда просто клали тыкву в повозку сватов — коротко и
ясно), ну а если партия была выгодной, соглашались, для виду совещаясь и
советуясь.
Тут, конечно же, сват, как представитель закупочной фирмы, требовал осмотра
товара, чтобы определить качество и престижность будущего приобретения. А вот
тут родители могли дать отказ, особенно если девица была страшновата, прыщава
или толста. А могли согласиться, для этой процедуры со стороны жениха назначался
специальный эксперт — "смотрительница" отправлялась в дом невесты на смотрины.
Сами понимаете, что для этого случая девушку обряжали в самое лучшее,
прихорашивали. Смотрительница должна была за короткий срок задать наводящие
вопросы (вдруг невеста глупа, косноязычна) и оценить экстерьер (внешние данные).
В этом месте мы должны сделать небольшое лирическое отступление. Если будущая
невеста представляла собой не очень приятное зрелище, скажем прямо, была
страшноватенькой, то родители, жаждавшие сбыть залежавшийся товар, шли на разные
хитрости. Например, показывали младшенькую или симпатичную служанку. Поди
докажи, та или нет. Да, если бы в наши дни практиковался такой способ, возможно,
одиноких женщин почти бы не осталось.
Итак, вернемся к смотринам. Жених не имел права видеть невесту до момента
бракосочетания, венчания. Так что он мог так и не узнать, что ему подсунули не
то. А как говорится, проданный товар обмену и возврату не подлежит. Конечно,
обманутый жених мог пожаловаться, предпринять розыск и открыть обман, однако
такие случаи бывали очень редкими.
Приходилось строить семью, хотя муж и терпеть не мог свою благоверную, частенько
поколачивал ее, а бывали случаи, когда и со света изводил. Ну, как говорится, у
каждой медали есть своя оборотная сторона.
Многие женихи знали про фокусы, творимые родителями, и требовали разрешения на присутствие при смотринах. Конечно же, если жених был лакомым кусочком, родители невесты разрешали ему убедиться в том, что его невеста — симпатичная девушка. Если жениху после смотрин девушка не нравилась и жениться он отказывался, с него требовали молчания о смотринах. А если что, так можно было с него получить компенсацию за бесчестье, особенно если он женился на другой девушке. Так что правила были достаточно строги.
С большей церемонией обставлялись свадьбы княжеские или царские. Начинались они своеобразным конкурсом красоты: со всех уголков страны свозились девицы родовитые и знатные, а царь или князь выбирал, кто по душе. Причем все, как в наши дни на настоящих конкурсах, где каждый спонсор так и пытается подмаслить жюри, чтобы его протеже признали самой лучшей "миской". Папаши, желавшие породниться с самим царем, давали взятку приближенным к царской особе, чтобы они поближе познакомили невесту с будущим женихом.
Всех красавиц вносили в реестр с указанием, откуда они и чьи. Затем они должны были приехать по первому требованию в Москву, где подвергались более тщательному осмотру. И в конце концов те, кто остался после этого осмотра, представали перед государевыми очами и должны были пройти соответствующее испытание, для того чтобы царь мог выбрать себе невесту подходящую.
Дело это было, нужно сказать, довольно утомительное и хлопотное. Так,
например, когда Иван Грозный задумал жениться, ему привели тысячу пятьсот
барышень. Вот работка-то, не позавидуешь. Причем он оставил для рассмотрения
вначале 24 красавицы, а затем 12, из коих и выбирал себе будущую жену.
После того как невеста была избрана, ее торжественно вводили в особые хоромы при
царском дворе и она оставалась там жить до самой свадьбы.
Поскольку бедная невеста вообще была лишена права голоса да к тому же жить отныне должна была в чужой семье с незнакомым человеком, ей было не очень-то весело. Поэтому иногда сватовство заканчивалось плачем невесты — причитаниями. Так, например, сохранились записи такого плача, дошедшие к нам из глубины веков, — диалог невесты с замужней старшей сестрой: "Ты скажи-ка, сестрица милая, каково жить в чужих людях". Сестра ей в ответ: "Ты не жди-ка, сестрица милая, от свекра и свекрови слова доброго, наряда прекрасного. Они рыкнут по-звериному, зашипят на тебя по-змеиному". Веселенькая песня, не правда ли?! Представляете, каково было бедняжке после таких песен готовиться к свадьбе?
Первую часть свадебного торжества составлял сговор. По обычаю следовало, чтобы гости, приехавшие в дом к невесте, несколько минут молча смотрели на хозяев. Родители жениха присматривались к родителям невесты. Как это похоже на наше время, особенно когда родители уже поставлены перед фактом, что свадьба не за горами.
В традициях русских свадеб жених за невесту выкупа родителям не платил (вернее, символический выкуп был, но он давался брату или подружкам невесты). Этот обычай имел свои корни еще со времен римской античности. Однако у волжских чувашей, например, обязательным считался выкуп за невесту. Жениху нужно было посылать свата в дом невесты с наказом торговаться по поводу выкупа. Причем цены были довольно недешевы. Так, в описаниях одного этнографа есть запись, что в XIX век "цены на невест простирались от двадцати до двадцати пяти рублей ассигнациями. Бедняки покупают жен, платя по пятьдесят рублей. А богатые — до семидесяти рублей ассигнациями". Хотя и приданое невеста вносила в дом жениха. Так что происходил взаимообмен. Приданое чувашской невесты состояло из скота, домашней утвари, одежды, стоимостью примерно равной выкупу. Выкуп этот назывался "хота" — сватовство.
Причем жениху на слово не верили. После заключения сделки он должен был пригнать поезд с дарами, отдавал договоренную сумму, одаривал новых родственников рубахами новыми, хлебом, платками, холстом. Причем пшеничный белый хлеб был особым подарком — пожелание удачного брака. Вместе с этим хлебом брали мед, держали против солнца и молились за удачный брак. Так поступали в старину в чувашских селах.
А мы возвращаемся к сговору в славянских деревнях. Иногда будущим молодоженам давалась возможность увидеть друг друга: их ставили рядом, давали поговорить друг с другом несколько минут.
После этого начиналась официальная часть вечера: составляли письменный уговор, когда будет свадьба, какое приданое дается за невестой и прочее. "Что написано пером, то не вырубишь топором" — как говорит русская пословица. Подписавши бумагу, никто не мог отказаться от принятых на себя обязательств.
Важное место на русской свадьбе занимало приданое. Вы бы удивились, если бы вам в руки попал список приданого тех времен. Чего там только не было. От мебели, платьев до домашней утвари, украшений, денег, недвижимости и даже рабов или крепостных крестьян, если говорить о России. И все это доставалось жениху в обмен за совершенно мизерную, приятную для него услугу—женитьбу. Да, равноправием в те времена даже не пахло.
Конечно, некоторые родители пытались увильнуть от предоставления всего, что было в списке, и старались привезти приданое в дом молодых на второй день после свадьбы. Однако свекровь требовала иной раз, чтобы все это было доставлено еще до свадьбы. Возможно, одна из таких недоверчивых мамаш и произнесла слова, ставшие потом пословицей: "Денежки на стол, девушка за стол". Это прямо как в "Двенадцати стульях": "Утром деньги, вечером — стулья..."
Однако если родители невесты шли на мошенничество (в случае если существовал конкретный список приданого), им приходилось платить неустойку, причем довольно солидную сумму. Кстати, там же в записях о приданом были зафиксированы удивительные вещи. Например, чтобы муж не бил жены своей, а если что, можно было учинить иск. Не напоминает ли вам это что-то из современной жизни? Что-то отдаленно похожее на брачный договор, не находите? Правда, при составлении его бедняжка невеста не присутствовала, не женское это дело, так считали в старину. К тому же после сговора и обсуждения приданого от имени невесты жениху и его родне дарились подарки, представляете себе, какая дискриминация? Так что нам в очередной раз можно порадоваться, что мы живем и выходим замуж в XXI веке, а не в XII.
Но вернемся к традициям. И только после всех этих церемоний приступали к свадебным приготовлениям. Жених с невестой должны были пройти через массу свадебных обрядов, которые символизировали переход жениха и невесты в другую жизнь, новое состояние. Совершался обряд проливания невесты, рукобитье. Выглядело это примерно так. В базарный день в шинке или трактире пили водку и передавали невесту из рук в руки, из полы в полу. Пожимали друг другу руки, прихватив ими полы кафтанов. Да, любопытная деталь, таким же образом продавали лошадей. Вот обидно-то!
Все эти процедуры опять-таки сопровождались причитаниями невесты, которая упрекала родителей, что отдают ее чужим людям. С этого момента в дом к невесте приглашаются специальные женщины — вытницы. Это или старые девы, или уже замужние взрослые женщины. Интересное название, как вы думаете, в чем состояла их работа? Дело в том, что в обязанности вытниц входило петь, руководить хором поющих девушек. Причем петь нужно было так, чтобы во время пения невеста хорошенько выла (плакала). Хорошие вытницы были большой редкостью и высоко ценились. Уж что-что, а пели они так, что даже если девушке предстояло счастливое замужество с любимым, невесты рыдали, как младенцы.
После этого начинались непосредственные приготовления к свадьбе. Всем родственникам со стороны молодых раздавались специальные свадебные чины. Главным человеком для жениха был тысяцкий. Он должен был повсюду следовать за парнем. Следующими персонажами свадебного действа были посаженные мать и отец (если были живы родители, то они играли эту роль. А если нет, то ими становились самые почетные родственники).
Если вы думаете, что на этом все, ошибаетесь. Эта иерархия подразделялась еще на старших и младших дружек, двух свах. Свахами могли быть только замужние женщины. Дальше с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, так сказать, почетный совет (президиум по-нашему). Из прислуги выбирали свечников, каравайщиков, фонарщиков. Одним из важнейших персонажей был ясельничий (или конюшенный) — он должен был охранять молодых, саму свадьбу от порчи и колдовства. На эту роль в наши дни приглашают какого-нибудь экстрасенса.
Дружка — это, наверное, третье главное лицо на свадьбе (после виновников торжества). Причем он — самый деятельный, активный участник свадебной церемонии. Практически все обычаи свадебного торжества связаны с ним. Конечно же, в каждом районе России были СБОИ нюансы, особенности. Дружка должен был знать их досконально. Близкий к жениху, он должен был быть знатоком песен, плясуном, шутником, ловким и смышленым малым и, конечно же, хорош собою.
Представляете, сколько гостей бы пришлось приглашать вам, чтобы справить все,
как полагается? Уму непостижимо, а для наших предков такие многолюдные свадьбы
были вполне обычным явлением. В наши дни такую массу гостей даже разместить было
бы сложно. Причем половины из всех этих людей вы бы не знали. А все они должны
были быть вашими родственниками.
Итак, из перечисленных выше людей составлялся свадебный пояс жениха и невесты.
Пока родственники распределяли роли, накануне венчания невеста справляла "баню" и "девичник". Собирался сводный хор подружек, и они в причитаниях и обрядовых песнях раскрывали перед девушкой всю перспективу замужней жизни. Славили девичью волю и сладкую жизнь у батюшки с матушкой, плакали о ее горькой доле в замужестве. В бане невеста прощалась с покровителем семьи — банником (что-то вроде домовенка Кузи, но жившего не в доме, а в бане). Там же девушка вместе с подружками гадала о своей будущей жизни. После бани невеста приглашала подружек на последнюю вольную посиделочку, на невестин девичник.
В доме ставили елочку, которая символизировала молодую девушку, обвязывали ее красной ленточкой. Перед ней усаживалась невеста, рядом подружки, которые запевали песни. Некоторые песни для пущей убедительности и жалостливости инсценировались, в некоторые вводили имя девушки-невесты. Тут к хору подключалась невеста со своими причитаниями, которую до слез доводили живописные картины, представленные подруженьками.
Вот пример одной такой песенки, дошедшей до наших дней и зафиксированной
этнографами:
Наглядись-ка, родимый батюшка,
На меня, на молодешеньку.
Хорошо ли я снарядилась.
По Божьи в церковь ехати,
Под золотой венец вставати,
Закон Божий Припяти
Со чужим-то со чужанином.
Я тебе, батюшка,
Бью челом, низко кланяюсь,
Я была у тебя, батюшка,
Малым-то малешенька,
Возле лавочки ходила...
Брал ты меня, батюшка,
На свои ручки белые;
Поднимал ты меня, батюшка,
Выше буйной головушки,
Говорил ты мне, батюшка:
Не отдам я тебя, милая дочь,
Ни за князя, ни за боярина.
Посажу, я тебя, мила дочь,
Во сады, во зеленые...
(Дальше шло описание всех благ, которыми пользовалась невеста в девичестве:
осыпал-де ее батюшка жемчугами, покрывал платками красивыми и прочее, и прочее.)
Покрыл ты меня, батюшка,
Тоской да кручинушкой;
Обсыпал ты меня, батюшка,
Слезами да горючими.
Причем все это заканчивалось настоящим плачем не на шутку, плакала и невеста, и ее подружки, и сестры, и мамаша. Представляете, каковы было отцу? Нужно иметь стальные нервы, чтобы не внять мольбам дочери. Однако в те времена воля родительская была законом.
После этой-песни в некоторых областях России начинали расплетать девичью косу (так поступали у пермяков). Причем поется песня с очень забавным содержанием. Невеста раздумывала, куда бы пристроить свою девичью косу. Отдать папаше — пропьет в кабаке, мамаше — пойдет с косой гулять и обронит в грязь. В конце концов приходит к выводу: оставить косу девичью в церкви, за престолом Богородицы.
Принято было также на девичнике умываться заговоренным пивом. Причем заговор выглядел примерно так:" Как все любят смотреть на золото-серебро, так и на тебя, девонька, все заглядываются. И пожилой, и молодой, и женатый, и холостой, и старухи тебе радуются, и молодицы завидуют. Так пусть же на тебя все так и заглядываются, пусть муж тебя любит пуще прежнего, крепче крепкого".
В те времена на Руси существовал обычай: посылать невесте подарок от
жениха... Что вы думали? Шапку, пару сапог, ларец (косметичку) с румянами,
перстнями, гребешком, мылом и зеркальцем. Некоторые женихи отправляли еще в
довесок все необходимое для женского рукоделия. Все это полагалось подсластить
всякими вкусностями — изюмом, фигами. И самое интересное, что посылал будущий
муж еще и розгу. Как вы думаете, что это означало?
Это был намек на то, что если жена будет хорошо работать, ее будут кормить
сладостями, холить, лелеять и нежить. А если нет? Будут сечь розгами.
В те далекие времена браки освящались на небесах, никому и в голову не могло прийти отправиться к наместнику и зарегистрировать свой брак. Свадьба считалась законной, только если молодые были обвенчаны, становились супругами перед Богом и людьми.
Традиционно венчания проходили вечером, так как только к этому времени удавалось уладить все формальности и соблюсти все традиции. С чего же начинался это славный денек? На утро после девичника начиналась свадьба. Девушка прощалась с родителями, опять же с художественными причитаниями и приговорами. Невесту наряжали, готовили к венцу.
Утром в день свадебного тожества сваха невесты отправлялась в дом жениха,
чтобы готовить свадебное ложе.
В те времена (да и сегодня тоже) считалось, что колдуны, колдуньи, ведьмаки и
ведьмы могут нагнать всякой мерзости и нечисти в дом, где играют свадьбу.
Поэтому сваха должна была предпринять различные меры защиты. Так что она, говоря
современным языком, играла роль "секьюрити". Для этого женщина совершала парочку
обрядов.
Например, ей приходилось несколько раз подряд обходить кругом хоромы, где должна была проходить свадьба. За ней должны были идти несколько слуг. Степенно ступая, они несли на головах всякие вещицы для брачного ложа и комнаты, где будут почивать молодые. Нужно сказать, что завистницы старались как-нибудь испортить торжество. То подсыпали земли на потолок комнаты-спальни. А это символизировало могилу, а значит, предвещало несчастья, в браке. По стенам комнаты развешивали ковры, у стен стояли лавки, застеленные специальной материей. По всем четырем углам спальни сваха втыкала по стреле, на которые вешала соболиные шкурки (сохранились описания княжеских, царских свадеб, так там шкурок было до сорока на каждой стреле). Сверху каждой стрелы накалывали калач.
На лавки по углам ставили кружку из олова, наполненную медом для питья (довольно пьянящий, но приятный на вкус напиток). Окна и двери считались самым небезопасным местом, через них могла проникнуть всякая нечисть. Чтобы обезопасить молодых, над окнами и дверями прибивали кресты.
В самый ответственный момент — внесение постели — для того чтобы она была недоступна для всяких вредителей, впереди несли образа Спаса и Богородицы и огромный крест.
Постель укладывалась особым способом. Не знаем, согласилась бы современная невеста провести свою первую брачную ночь на таком сооружении, но для девиц того времени это было в порядке вещей. Постель стелили или на кровати, или, за ее отсутствием, на широкой скамье. Вначале настилали снопы (солома/которая оставалась после сбора колосков пшеницы).
Причем если свадьба была царской, то таких снопов было 27, или, как в старину говорили, "тридевять", а если обыкновенная, рядовая — то 40. Почему так, мы, наверное, уже не узнаем, примем эту информацию как данность. На снопы укладывался ковёр, а на него еще ковер. Поверх ковра водружали несколько перин. Постель застилалась шелковой простыней, на подушку натягивали шелковые наволочки. Легкое одеяло укладывали на кровать, в ногах оставляли теплое одеяло, соболье или кунье, шубу и ковер. Затем все это накрывалось простыней, а на подушку клали шапку.
Постель отгораживали от взоров любопытных занавесочками из тафты. Те образа и
крест, с которыми шли впереди постели, подвешивали над постелью. Иконки
закрывали занавесочками. Вокруг самой постели расставлялись бочки с пшеницей и
рожью, овсом и ячменем. Таким образом, все это богатство должно было
символизировать процветание и благополучие будущей семьи.
А в это время невесту одевали дома в самые лучшие наряды, навешивали на нее как
можно больше украшений, а подружки пели ей свадебные обрядовые песни. На голову
невесты водружали венец — символ девичества. После всех приготовлений ее вели в
зал, где должна была проходить свадьба.
Свадебные столы накрывались специальными свадебными скатертями, которые
хранились и передавались из поколения в поколение. Почетное место жениха и
невесты было на возвышении. Наверное, чтобы подвыпившие гости помнили, по какому
поводу собрались. Место украшалось особо. Бархатные и шитые золотом изголовья,
покрытые сверху соболями. Сиденье на мехах символизировало богатство: чем больше
соболей, тем больше будет достаток в доме. Самое интересное, что возле молодых
должен был стоять свадебный чин с соболями в руках и обмахивать жениха с
невестой. От такого обычая не отказалась бы и любая современная невеста —
почувствовать себя королевской особой в самый торжественный день своей жизни.
Жених, соответственно, празднично одетый, в своем доме собирал свадебный поезд и
отправлялся к дому невесты. Конечно же, тройки, празднично украшенные, были
ничуть не хуже современных "Волг" или "Мерседесов".
Однако молодые встречались с друг другом не сразу.
Подъезжая к дому невесты, дружка останавливал свадебный поезд и шел к дому
невесты один. Там его ждал сват с пивом в руке. Дружка принимал пиво и входил в
дом. Он обращался к родителям невесты со специальными словами. Вот как они
записаны в одном из многочисленных этнографических сборников:
Нам сват и сваха приказали про ваc расспросить,
Про свое рассказать:
Наш сват и сваха добры и здоровы
По всякое день и по всякое час.
Как вас Бог несет.
Затем дружка присаживался за стол и просил родителей побыстрее собрать невесту, выделить ей сторожа. Этот сторож сидел возле невесты до того самого момента, пока не приходил жених.
Выход невесты обставлялся ничуть не менее торжественно, чем княжеский. Перед невестой шла целая процессия плясунов и плясуний, за ними шествовали каравайщики с караваями. На всех караваях лежали золотые монеты. Шествие замыкали фонарщики или свечники.
Невесте и жениху полагалось нести свечи, но поскольку они были тяжелы (невестина — 32 кг — в два пуда, женихова — 48 кг, в три пуда), вместо них это делали свечники. Они несли эти свечи по двое. Свечи эти были необычно украшены: на них были серебряные и золотые обручи, бархатные или атласные кошельки. Рядом с этими свечами несли специальные обручальные свечи и свечу, обрызганную святой водой. Именно от нее должны были зажечь венчальные свечи.
Дальше шел дружка, у него в руке была специальная миска-осыпало, где лежали хмель, собольи и беличьи меха, платки, расшитые золотыми нитками, червонцы. Ну, в наше время тоже сохранилась эта традиция.
Представляете, что вас в день свадьбы сопровождает это пышное шествие? Интересно, как бы реагировали на весь этот цирк прохожие? Однако в те времена все считалось нормальным, а вот менее пышное шествие воспринималось как нарушение всех правил приличия.
Вернемся же к свадебному поезду. По бокам от невесты и жениха шли по два человека, "путь держащие". Они должны были следить за тем, чтобы никто не пришел дороги жениху и невесте. Невесту, накрытую покрывалом, вели две свахи, за ними шли сидячие боярыни. В руках одной была миска, в которой находился головной убор замужней женщины с подбурусником, гребешком. Там же стояла чарочка с разведенным в воде или вине медом. В руках другой находилась миска с убрусами, которые должны были раздавать гостям.
Нет, кажется, запомнить весь этот порядок просто невозможно, столько церемоний из-за свадьбы! Возможно, поэтому браки были такими прочными. Каждая бывшая невеста с содроганием вспоминала свадебную канитель и не решалась повторить эту попытку (имеется в виду второе замужество). Может, и наоборот, такая торжественность настраивала на мысль о том, что этот брак на всю жизнь.
Для блюд с усыпалом и убрусами отводилось специальное место на столе подле жениха и невесты, по бокам этих блюд размещались каравайщики, свечники, фонарщики. Невеста усаживалась на свое место, а вокруг нее рассаживались братья или ближайшие родственники. У всех остальных были строго отведенные именно для них места.
И только после того как все невестины родственники рассядутся за столом, посылали дружку к жениху с вестью: "Пора идти за невестой".
Не знаем, как те невесты, а наши современные давно бы уже сбежали из-под венца. Вытерпеть столько условностей на пути к безоблачному счастью? А может, и наоборот, это был хороший тренинг для будущей семейной жизни.
Итак, дождавшись прихода вестника, жених получал от священника благословение, целовал образа, которые держали родители, кланялся родителям в ноги, получал родительское благословение, и вся процессия, порядком притомившись (и проголодавшись), отправлялась в путь.
А в доме невесты уже ждали замученные долгой процедурой гости. Появление
жениха и лиц, его сопровождающих, вызывало шумное оживление и ажиотаж, срочно
посылали за невестой, для того чтобы она была в полной боевой готовности.
А в это время жених, помолившись вместе с дружкой, пытался отвоевать место под
солнцем. Он подходил к своему месту, вернее, к тому месту, где должна была
сидеть невеста. А рядом с ней место занимал кто-нибудь из родственников. Уж тут
измученные долгим ожиданием родственнички отводили душеньку. Они заламывали
такую немыслимую цену за возможность посидеть на подушечке рядом с невестой! Это
знакомо и нашим современницам, и современникам. Иной раз за выкуп невесты
бедному жениху приходится отвалить такую сумму, что еще целый месяц молодые
живут в ожидании получки.
Главную помощь жениху оказывал дружка. С помощью специальных приговоров он требовал, чтобы жениху отдали невесту. Девушки загадывали дружке загадки, отгадав их, он одаривал подружек невесты деньгами и сладостями. Да, еще полагалось заплатить выкуп брату невесты.
Выкупив место, жених норовил сесть на платье невесты, зачем? Из мужского шовинизма. Считалось, что тот, кто сядет на платье невесты, будет командовать над ней. Однако подружки невесты не дремали, старались выдернуть платье. Для этого, чтобы не допустить такого поворота, подружки невесты даже связывали подол платья девушки около ног платком. Как говорится, хоть дома в своей избе "побольшничать".
Наконец-то наступал долгожданный момент. Гости, порядком изголодавшиеся, рассаживались за столом в ожидании яств. Начинали разносить блюда, однако гости соблюдали приличия. Они должны были есть, показывая "фасон". То есть ели не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы уважить хозяев. Однако самые ловкие успевали не только набить брюшко, но и опрокинуть пару тройку чарочек. После того как на столы были выставлены все блюда первого кушанья, священник читал молитву. И это было сигналом: сваха подходила к родителям невесты и просила разрешения чесать и крутить невесту. Конечно же, родители давали согласие. И свадебное действо продолжалось дальше.
Свечники со знанием своей ответственности зажигали свечи, затем оставляли их, подходили к невесте с куском тафты, на которой был нашит крест. Этот кусок тафты должен был скрывать невесту от глаз жениха и его родственников. Дальше, говоря современным языком, начинался стриптиз. Правда, нравы тогда были посуровее, да и люди поскромнее. Сваха за тафтой снимала с невесты покрывало, затем венок, кто-то подносил миску с кикой и гребнем.
Весь ритуал имел глубокое символическое значение. Окручивая невесту, гребень,
обмакнутый в мед с вином, означал символ дождя. Девичья коса — символ стрелы.
Этот обычай корнями восходил в языческие времена, когда славяне почитали Перуна.
Девушке расплетали косу надвое с песнями-причитаниями, которые могли растопить
сердце самого сурового человека и выжать из него слезу, чего уж говорить о
невесте, которая, наслушавшись всех этих причитаний, начинала хлюпать носом, а
потом и вовсе реветь.
Сваха смачивала гребень в чарке с медом и расчесывала невесту, затем свивала
или скручивала ее волосы, надевала подубрусник, кику и покрывала девушку тем
куском тафты, который отделял ее от жениха. Представляешь себя на месте этой
бедняжки? Сидишь всю свадебную церемонию с липкими волосами, которые потом
расчесать без потерь просто невозможно.
Венок передавался невесте, так сказать, как память о золотых счастливых денечках
девичества. Затем жениха и невесту осыпали тем, что лежало в миске, и опахивали
сорока соболями (вот это следовало бы сохранить. Приятно, когда вокруг тебя
столько красивого меха. Да простят нас защитники животных).
Городские, или, как в те времена говорили, посадские, люди немножко по-другому подходили к обряду расчесывания, вернее, к бедной невесте. В то время как жених и невеста сидели, разделенные тафтой, они должны были приложить щеки к покрывалу. К ним подносили зеркальце, и жених мог увидеть свою невесту. Иногда для него это оборачивалось неприятным открытием. Представляешь, вместо Гюльчатай увидеть крокодильчика. Однако если с невестой все обстояло нормально, то жених мог хоть приободрить ее улыбкой или дружеским кивком головы.
Конечно же, ни на одной свадьбе не обходится без традиционного пожелания — побольше детей. Все было и тогда, причем в очень забавной форме. К невесте подходил кто-нибудь из гостей в тулупе, надетом наизнанку, шерстью наружу, и желал столько детей, сколько шерсти на тулупе. Представляешь, какое количество детишек должна была народить бедная невеста, если бы пророчество сбылось?
Если вы думаете, что на этом свадебный обряд заканчивался и жених с невестой наконец-то отправлялись в церковь для венчания, то ошибаетесь. Не тут-то было, дальше следовал обряд укручивания. Ничего себе название, да? Какое-то страшноватое, совершенно к свадебному обряду не подходящее.
На самом деле все довольно безобидно, правда, опять очень долго. Вообще, складывается впечатление, что свадебные обряды могли пройти только очень тренированные и выносливые люди. Хотя, конечно, многие из этих обрядов очень красивые и трогательные. К таким относится и укручивание.
Все сидящие вокруг невесты девушки и женщины пели специальные свадебные песни, а дружка с позволения родителей невесты приступал к нарезанию сыра и печеного. Резать эти продукты он должен был на мелкие кусочки и раскладывать на большое блюдо, покрытое полотенцем. Можно потерять счет всем "должностным " свадебным лицам! У дружки был еще и младший дружка, который обносил нарезанными на кусочки закусками всех гостей. Не забывали и родителей жениха, которые в это время находились дома. Им тоже посылали сыр и печево. После церемонии скатерть, на которой резали печево и сыр, складывалась и отдавалась на хранение.
А дружка (старший) в это время получал из рук невесты вышитый ею убрус и отдавал жениху. Не сидела без дела и сваха. Она осыпала свадебных бояр и всех гостей серебряными деньгами, хмелем, кусками материи. А каждый гость норовил что-нибудь ухватить (некоторые ухитрялись набить полные карманы серебром).
Все это происходило под перемену блюд. Как только доходили до третьей перемены, сваха подходила к родителям невесты и наконец-то просила разрешения везти молодых к венцу. Можете себе представить, какова была радость измученных торжеством гостей (ведь толком-то они еще ничего не ели и веселья особого не видели). Тут уж родители с образами благословляли свое любимое чадо и отдавали его в руки жениха.
Однако перед этим папаша брал в руки плетку и хлопал пару раз невесту по мягкому месту, приговаривая примерно такие слова: "Учил тебя этой плетью отец, теперь учить будет муж". Ничего себе миленькое напутствие, не находишь? Ну, время было мрачное, темное, до женского равноправия не дойти, не доскакать. После сей торжественной речи плеть передавалась жениху, а тот говорил слова, которые были бальзамом на сердце невесты: "Мне не нужно учить жену плетью, но я беру ее и буду беречь, как подарок".
Тут уж выстраивались все свадебные чины и гости, они устилали путь жениху с невестой кусками материи до дверей. Однако, несмотря на близость развязки, невеста все еще находилась под покрывалом.
У некоторых народов; например в Мордовии и Чувашии, выход невесты из отчего дома сопровождался довольно жутковатым зрелищем. Невесту хватали за пояс, за ноги и выносили из дома во двор. Она должна была упираться, противиться выходу из дома. Крича и плача, девушка хваталась за косяк двери, за скобу, за стоящих рядом подруг с такой силой, что ее невозможно было отцепить. Приходилось силой отцеплять бедняжке руки.
Причем дружка выскакивал вперед, вытаскивал саблю из ножен и кричал, чтобы никто из гостей, стоявших на улице, не подходил к невесте, так как это дурной знак.
Бедняжку общими усилиями все же вытаскивали во двор, двери избы запирали так, чтобы туда никто не мог зайти до тех пор, пока невеста не окажется в санях. Девушку накрывали белой скатертью с большими кистями, и все ехали в церковь.
Если вы заметили, славянская свадьба более мягкая. Гости устремлялись к своим
местам в санях или телегах, невеста садилась с двумя свахами, причем на месте
жениха сидел посторонний и его за чисто символический подарок сгоняли с места.
Между прочим, обычай украшать транспортное средство, везущее молодых к венчанию,
существовал и тогда. Практически ничего не изменилось, за исключением самого
транспортного средства. Невестины сани покрывались атласом, на сиденье лежали
бархатные подушки, на спинке лежал дорогой ковер, а под дугой (наверное, вместе
пупса) подвешивались лисьи и волчьи хвосты.
Жених отправлялся в свое последнее холостое путешествие на лошади, причем ему
сначала нужно было освободить свое средство передвижения от другого седока,
другими словами, согнать со своего средства передвижения. По обычаю, жених
должен был приехать к церкви раньше, чем невеста.
Между прочим, даже самые бедные жених с невестой не должны были идти в церковь пешком. В таком случае и лошадь, и сани брали напрокат, в аренду, как угодно. Главное, чтобы не пешком.
Впереди свадебного поезда ехали певуны и шутники, которые должны были
веселить гостей, едущих к церкви. Однако священнослужители не очень жаловали эти
"бесовские пляски". Так что перед церковью все это действо прекращалось.
Молодые шли в церковь, где должно было наступить венчание. Конечно же, княжеские
или царские свадьбы были попышнее. Так, например, путь до церкви для царственных
особ устилали коврами (между прочим, не с тех ли времен сохранились во всех
ЗАГСах красные ковровые дорожки).
Поскольку всегда считалось, что в день свадьбы жених и невеста очень уязвимы, их старались оберегать от всякого сглаза. Пока молодые были в церкви, ясельничий и его помощники стерегли коня и сани, для того чтобы между ними не перешли "черные" люди, которые могли навредить молодой семье.
Конечно же, самой торжественной частью свадьбы было венчание. До XIV века
венчание совершалось после обедни, а позже — вечером. Опять же зависело все
оттого, какое положение занимали молодые, иногда это была совершенно сказочная
церемония.
После свершения обряда невесту наконец-то являли миру. Бедная девушка получала
доступ свежего воздуха, так как с нее снималось покрывало.
Дальше события развивались примерно так же, как в наши дни, когда тетка с красной лентой через плечо торжественно говорит напутственное слово, а гости и счастливые новобрачные переминаются с ноги на ногу в ожидании, когда можно будет двинуться к месту пиршества. Только там вместо работника ЗАГСа поучение читал священник. Причем одна миленькая деталь: среди прочего указывалось новоиспеченному мужу учить жену палкою, как подобает главе семьи.
После речи позволяли молодым поцеловаться (для некоторых это был самый первый поцелуй, чего не скажешь о наших современницах). После этого в знак повиновения жена должна была припасть к ногам супруга и коснуться лбом его сапога. Муж же должен был покрыть ее полой своей одежды, и это было знаком покровительства и защиты. Следует оговориться, что такое бывало лишь иногда, однако все же происходило.