Все чаще в магазинах можно увидеть красивые охранные кольца. Это не дань моде. Такие изделия имеют очень древнюю историю, восходящую к первым векам христианства. Сохранилось довольно много охранных колец, созданных в Византии. На этих охранных кольцах изображены святые, начертаны специальные оградительные молитвы, иногда с упоминанием имени владельца.
С глубокой древности охранные кольца используются для защиты от злых сил. Ими ограждались сами, а также использовали для запечатывания наиболее ценных и дорогих вещей. Именно такими кольцами обручались и венчались, как бы призывая святых, изображенных на них, в свидетели чистоты любви супругов и в охранители их брака. Позже стали появляться венчальные кольца со специальными надписями, но традиция венчаться кольцами с изображением святых не исчезала никогда.
Охранные кольца из древней Византии пришли и на Русь. Как и в Византии, на Руси их украшали иконами, молитвами, символическим орнаментом и носили на руках, иногда по несколько штук, и мужчины, и женщины. Мужчины княжеского рода носили особенно крупные перстни, называемые в народе «жуковины», которые иногда использовались как печати (князьями обычно употреблялись так называемые «вислые печати»). До настоящего времени дошли и сами кольца, и изображения людей того времени с кольцами на руках. На сохранившихся старинных изделиях можно прочитать не только молитвы, но и имена их владельцев. «Господи, спаси такого-то», «Святой Никола, помоги мне…» и дальше — имя просящего.
И сейчас, так же как в древности, охранное кольцо остается и изысканным украшением, и священной реликвией. Его не принято носить постоянно - кольцо всегда снимают при выполнении какой-либо нечистой работы. Даже «неснимаемое» обручальное кольцо , как крест и иконы, берегут от осквернения.
Из Америки и Западной Европы в Россию постепенно возвращается обычай обручения перед свадьбой. В отличие от свадьбы обручение является договором, в котором в прежние времена главы семейств жениха и невесты, а теперь сами молодые люди окончательно соглашаются на брак и дают первые взаимные обязательства. В древности были различные формы скрепления соглашения, но уже в библейские времена именно кольцо чаще всего обозначало доверие и полномочия: И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа (Быт. 41:42). С установлением христианского брака при обручении (от слова обруч) также использовались кольца. Кольца, золотое жениха и серебряное невесты, освящались священником на престоле в алтаре и вручались будущим супругам. Между ними совершался обмен кольцами: жених оставлял кольцо невесты, а она – жениха. Кольца хранились как залог верности и любви, а также прочности заключенного договора. Перед венчанием происходил новый обмен. В итоге каждому из супругов надевалось на правую руку его кольцо. Но уже в XVIII веке церковное обручение перестало существовать как отдельный чин. Оно стало неотъемлемой частью чина венчания, во время которого происходит троекратный символический обмен кольцами.
В настоящее время сложились новые традиции обручения. На Западе обручением считается момент, когда жених делает девушке предложение руки и сердца и дарит ей кольцо с бриллиантом. Если она принимает кольцо, то считается, что обручение состоялось. У нас обручением все чаще называют регистрацию в ЗАГСе, тем более что во время регистрации кольца брачующихся называют «обручальными кольцами». После ЗАГСа молодые идут в церковь и венчаются. Обычно венчаются теми же кольцами, с которыми «расписывались». Но многие предпочитают покупать новые, церковные, и впоследствии носят два кольца сразу.
Хочется заметить, что подобные традиции - как западная, так и русская — совершенно новые и не имеют отношения к Таинствам Церкви. Сакральное значение в таком обручении имеет не кольцо, а слово верности, которое дается при этом. Поэтому венчаться можно и теми кольцами, с которыми расписывались в ЗАГСе, и новыми, церковными. Священными для мужа и жены будут только одни кольца: те, которые были освящены на престоле в церкви и которыми Бог благословил их брак.