Наиболее древние упоминания о камнях содержатся в клинописных текстах Шумера и Вавилона. О каких камнях шла речь, точно определить удалось лишь в немногих случаях, и достоверными можно признать (из цветных камней) только названия лазурита, нефрита и сердолика, которые считались камнями священными и помогающими в определенных ситуациях.
Верования о камнях древних египтян известны детальнее благодаря обычаю мумифицирования умерших, при котором в одежды мумии вкладывались и каменные похоронные амулеты. Тексты, регламентирующие похоронные обряды, были канонизированы и сохранились в так называемой "Книге мертвых", в которой описаны камни для амулетов и их особые свойства.
По сохранившимся каменным амулетам было установлено, что египтяне знали лазурит, сердолик и другие разновидности халцедона, бирюзу, яшму, малахит, горный хрусталь, полевые шпаты, обсидиан, янтарь и кварцит. Видимо, считалось, что отдельные камни обладают определенными свойствами, так как для конкретных амулетов рекомендовалось использовать определенные камни или их имитации.
В древнейшем документе иудейской и христианской религий - Ветхом Завете - описаны 12 камней нагрудника еврейских первосвященников, а в Новом Завете - 12 камней оснований стены мифического города Нового (Небесного) Иерусалима, причем списки камней отличаются в 6 случаях из 12.
В самой Библии нет точных указаний на магические свойства камней нагрудника, но толкователи и комментаторы Талмуда (Пятикнижия - Ветхого Завета) создали целую теорию, посвященную подобным свойствам. Эти свойства упоминал и Иосиф Флавий.
Можно с уверенностью утверждать, что вера в особые свойства камней была распространена у всех народов Средиземноморья. Об этом говорят греческие авторы, вряд ли знавшие священную книгу евреев, перевод которой на греческий язык был выполнен только в III веке до н.э. уже в Александрии Египетской -это перевод Септуагинта.
Пифагор (580-510 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) - все они упоминали о целебных или охранительных свойствах камней. Ученик Аристотеля Теофраст (Тиртамос из Эре-за, 327-287 до н.э.) в книге "О камнях" описал 16 минералов с указанием их лечебных свойств. Рассказы о минералах и их свойствах есть в "Географии" Страбона(63 до н.э. - 24 н.э.); в состав сложных лекарств рекомендовал вводить порошки камней римский врач Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э.).
Наиболее полный из дошедших до наших дней источник сведений о камнях, конечно, представлен "Естественной историей" Плиния Старшего (23-79 н.э.), в которой автор подробно излагал распространенные в его время представления о магических и целебных свойствах камней, сопровождая описания комментариями скептического, а порой и саркастического характера. Александрийский ученый Плутарх (45-127 н.э.) составил в трактате "На реках" сводку сведений о камнях, их лечебных и магических свойствах. В это же время Диоскорид из Киликии, врач, написавший фармацевтический труд "О врачебном материале", кроме 600 растений описал и около 30 минералов, полезных, по его мнению, при изготовлении лекарственных смесей.
Описание камней нагрудника еврейских первосвященников привел в своей книге "Иудейские древности" современник Плиния и Плутарха римский историк Иосиф Флавий (37-95 или 100 н.э.). Сам он принадлежал к одной из знатных семей Иудеи, мог видеть эти камни до разрушения иерусалимского храма римлянами в 70 году.
Большую популярность приобрело письмо епископа Саламина на Кипре Епифания (310-403) византийскому комментатору Библии Диодору, епископу Сицилии. Это письмо было названо "О двенадцати камнях" и содержало описание камней нагрудника. Полный греческий текст письма не сохранился, известны только его конспективные пересказы и переводы, сначала на коптский, латинский и сирийские языки, в X веке на армянский и грузинский, в XI веке - на болгарский и русский; грузинский извод (конспективный перевод) X века считается наиболее полным.
В 635 году епископ Севильи в Испании Исидор составил новое описание камней Библии, и на него ссылались вплоть до XII века, когда более популярными стали труды Марбода, а затем и Альфонсо X.
Епископ Ренна Марбод (1035-1123) описал 60 камней, их целебные и магические свойства, но в настоящее время из них можно идентифицировать только 30. Он пользовался книгами Иосифа Флавия и Плиния, часто используя материал последнего у Исидора Севильского.
Лапидарий короля Кастилии Альфонсо X Ученого (1221-1284) был составлен как сводка известных к тому времени в Испании сведений о камнях, главным образом, по арабским (мавританским) источникам, включавшим данные из сирийских (халдейских) оригинальных, а чаще компилятивных трудов. Это сочинение не получило широкого распространения в Европе, так как было написано на испанском языке, а не на латыни - языке ученых того времени (Альфонсо X обязал все общественные документы писать по-испански). Кроме того, названия камней во многих случаях были арабскими, непонятными для других европейцев, кроме испанцев, которые на протяжении почти шести столетий жили бок о бок с маврами.
Труды Епифания и Марбода неоднократно переводились с греческого и латинского на другие языки и были доступны лишь грамотным людям.
На Руси знали западных авторов, и в составленный для киевского князя Святослава "Изборник 1037 г." вошли переводы работ Иосифа Флавия, Епифания, Георгия Амартола, Козмы Индикоплова и других авторов, так или иначе касавшихся камней-самоцветов. Торговые связи с государствами Средней Азии, Закавказья и Иранского нагорья позволяли получать информацию из Бухары, Хорезма, Персии, Индии, Грузии и Армении. Так что наши предки были знакомы с представлениями о камнях.
В XI веке были созданы труды среднеазиатских ученых - Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни, 973-1051) "Собрание сведений для познания драгоценностей" (1048) и Авиценны (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хосан ибн Али ибн Сина, 980-1037) "Канон врачебной науки".
Любопытно, что выдающийся врач своего времени Авиценна говорил, что все камни чем-нибудь полезны, а математик и астроном Вируни ничего не принимал на веру и описания камней нередко заканчивал словами: "Опытом это не подтверждается" или еще резче: "И нет конца этим бредням".
В XIII веке новый перевод работы Епифания на армянский язык выполнил историк Мхитар Айриване-ци, сопроводив описание камней указаниями их магических свойств, известных армянам его времени, что не всегда совпадало с представлениями Епифания.
Аббатиса монастыря Гильдегарда из Бингена (1098-1178) изучала медицину и лечила больных по долгу христианского милосердия. Она знала Плиния, многое почерпнула у Константина Африканского (1020-1087), ученого монаха, переводившего на латинский язык труды корифеев арабской медицины, и у Марбода Реннского. Ею описаны 25 минералов, причем рекомендации всегда очень конкретны: камень нагреть и прикладывать к больному месту, или пить воду, в которой лежал нагретый камень, или часто и подолгу смотреть, например, на изумруд.
Минералы исследовал один из выдающихся европейских ученых Альберт Больштедский (1193-1280), и его труды, названные последователями "Большой Альберт" и "Малый Альберт", охотно цитировались авторами Средневековья.
В 1669 году была издана на армянском языке в Амстердаме "Книга историй" Аракела Даврижеци, настоятеля Эчмиадзинского монастыря. Эта книга неизвестных авторов (гл. 53 и 54) содержала две рукописи, которые по всем признакам относились к X-XII векам и были посвящены верованиям о камнях, существовавшим в то время.
В России XV-XVII веков были распространены различные лечебники (Вертограды) и словари (Азбуковники), где описывались камни со всеми их реальными и предполагаемыми свойствами.
С развитием естественных наук книги о "необычных" свойствах камней стали считаться сборниками сказок и басен, народных преданий и суеверий, недостойных внимания серьезных читателей, и лишь в конце XIX - начале XX веков стали появляться аргументированные работы, посвященные этим страницам истории цивилизации.
Большая сводка преданий и легенд о драгоценных камнях была опубликована нью-йоркским минералогом Дж.Ф.Кунцем в 1913 году (репринтно переиздана в 1971 году), и уже совсем недавно обзор поверий о камнях сделал в своих лекциях пражский минералог профессор Карел Тучек (1971).
Комментарии к публикации "История возникновения камней самоцветов"