Празднование: с 28 августа по 3 сентября.
Икона изображает Божью Матерь, почившую на одре; перед одром стоит Евангелие,
около главы и стоп Богоматери по пяти апостолов. Святой Петр предстоит у главы
Ее с кадилом; апостол Павел изображен припадающим к стопам Ее. У середины одра
изображен Спаситель, принявший на руки душу Богоматери. Около главы Его
изображены два крылатых ангела, приникающих к одру с обручами в руках. Ангелы
как бы придерживают икону; а вверху - Бог Отец и под Ним Дух Святой в виде
голубя.
Построение
храма сопровождалось многими чудесами. Однажды, в 1075 году, пришли из Греции к
преподобному Антонию и Феодосею четыре грека, вручили им икону Богоматери и
спросили, где надо строить церковь. Преподобные отцы пришли в недоумение и
спросили, по какому случаю они хотят строить церковь и как попали в Киев. Греки
тоже удивились, что преподобные ничего не знают об этом, и так стали
рассказывать: «Мы были еще в Царьграде, когда однажды рано утром, при восходе
солнца, пришли к нам благообразные юноши и, разбудив нас, сказали, ступайте
скорее к Царице она вас ждет». Мы пошли и увидели в Церкви дивную Царицу,
окруженную множеством воинов. Она сказала им: 'Хочу воздвигнуть Себе церковь в
Киеве, - и к нам обратилась: - Ступайте в Киев. Вот вам золото и мощи для
основания церкви, вот вам и икона, которая там будет'. Богоматерь вручила России
чудотворную икону Успения Богородицы. Отцы поблагодарили Царицу Небесную, но
недоумевали где построить храм. В одну ночь киевляне, жившие вблизи Печерской
обители, услышали в самую полночь глас бесчисленного множества по
ющих.
Все тотчас вышли из своих жилищ и с удивлением увидели над старым Печерским
монастырем великий свет и в этом свете целый сон иноков, которые выходили из
старой церкви к тому месту, где ныне стоит храм. Одни несли икону Богоматери,
другие шли позади иконы со светильниками и священным пением, впереди всех шел
преподобный Феодосей. Дойдя до избранного места, иноки совершили на нем пение и
молитву и возвратились в старую церковь. По этому дивному видению ясно открылось
благоволение Богоматери к указанному месту. Непостижимыми чудесами воздвигнута
была церковь во имя Успения в монастыре Печерском, недоставало только иконного
украшения. И вот опять в Царьграде было видение некоторым благочестивым
иконописцам: их наняли преподобные Антоний и Феодосей, писать иконостас в Киеве.
Иконописцы поплыли в Киев, но близ Киева увидели в сонном видении
Киево-Печерскую церковь и так испугались ее громадности, что хотели возвратиться
в Царьград. Но ночью ладья их поплыла против течения столько, сколько и в три
дня трудно проехать. В следующую ночь они увидели во сне чудотворную
Киево-Печерскую икону, от которой услышали голос: 'Что всуе мятетесь, не
покоряясь воле Сына Моего и воле Моей? Если прослушаете Меня и задумаете бежать,
то я возьму вас с ладьею и поставлю у моей церкви: тогда вы не выйдете уже
оттуда, но, постригшись, кончите жизнь свою в монастыре, а я исходатайствую вам
милость в будущем веке'. Иконописцы и после этого дивного видения хотели бежать
вниз по Днепру, но, сколько они ни плыли, к каким берегам ни приставали, ладья
их всегда останавливалась у монастыря. Наконец покорились они воле Пресвятой
Богородицы и принялись за украшение иконостаса. Невидимая сила помогала им.
Среди всех бедствий, каким подвергалась в различные времена святая обитель,
чудотворная икона Успения Богородицы сохранилась невредимой. Пред древнею
святынею молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву, и по возвращению, с
Полтавской битвы приносил пред нею благодарение за дарованную победу. Получив
известие о пожаре, опустошившем лавру Киево-Печерскую в 1718 г., он спросил:
«Цела ли чудотворная икона Богородицы?». И когда услышал, что икона спасена,
сказал: "И так все сохранилось!". По имени храма, созданного в Киеве над
пещерами, икона называется Киево-Печерскою, по месту же первоначального ее
явления - Влахернскою и прославлена неисчислимыми чудесами. Киево-Печерская
икона Успения Богородицы есть древнейшая из икон, чтимых в православной России.
Она принесена в 1085 году из Константинополя и, как залог благодатного и
всегдашнего представительства Божьей Матери о православной, Российской Церкви,
дана от самой Богородицы четырем греческим каменоздателям, избранным Ею в
строители Киево-Печерского храма в 1073 году.
Комментарии к публикации "Икона Успение Богородицы"