На иконе «Тайной Вечери» с ее центрической композицией двенадцать апостолов Христа узнают о грядущем предательстве одного из учеников.
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:20-29).
Ученики взволнованы. Иуда тянется через весь стол к «солилу». По преданию, он опускает туда руку одновременно с Учителем, что, по объяснению св. отцов, показывает его дерзновенный и бесстыдный нрав. «Иуда беззаконный, омочивый на вечери руку в солиле с Тобою, простре к беззаконным руце приятии сребреники; и мира умысливый цену, Тебе, безценаго, не убояся продати», - поется в стихире Великого Четверга.
В богослужебном тексте вспоминается не только тот момент, когда предатель Иуда простирает руки, чтобы получить деньги от врагов Христовых, но также и его скупость в отношении драгоценного мира, возлитого благочестивой женщиной на главу Спасителя в знак крайнего восхищения и благоговения (Ин. 12:3-5). Чуждый этих святых чувств, Иуда отвергается апостольского лика, а вместе с ним и жизни, которую он губит в нераскаянном отчаянии.
Христос изображен на иконе, окруженный так называемой «мандорлой» - условным изображением Божественной славы в виде миндалевидного ореола. Мандорла показывает, что от Спасителя исходит Божественное сияние и сила, исцеляющая больных.
В изображениях «Тайной вечери» различают два основных иконографических типа: один из них - исторически! тип, показывающий евангельские события, другой - литургический, воспринимающийся как образ преподания Таинств! Тела и Крови Христовых. В последнем случае бывает представлена сцена причащения апостолов. Такая иконография особенно характерна для монументальных росписей алтаре и надвратных икон иконостаса.