Празднование: 8 сентября, 26 августа.
Икона «Спас Вседержитель» относится к поясным образам Господа Иисуса Христа, где
Он изображается с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Титул
«Вседержитель», поставленный рядом с именем Иисуса Христа, прежде всего,
подчеркивает Его Божественную природу. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, –
говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Вместе с тем,
титул относится и к человеческой природе Христа, Он также Вседержитель как
человек.
Иконы
Христа, – воплотившегося Бога Слова, занимают главное место как в православном
храме, так и в доме верующего человека. Изготавливать и почитать изображения
священных и духовного мира повелел Сам Господь: «Сделай из золота двух Херувимов
чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки, там Я буду открываться тебе и
говорить с тобою над крышкой, посреди двух Херувимов, которые над Ковчегом
Откровения». Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма. Перед
этими изображениями совершались священнодействия, возжигались светильники и
лампады, курился фимиам (Исх. 27, 20, 21, 30; 1, 67). Таким образом, эти
изображения были неотъемлемой частью ветхозаветного богослужения в Иерусалимском
храме. Начало же иконописи и почитанию икон положил Господь наш Иисус Христос,
чудесным образом запечатлев свой Светлый божественный Лик. В первые века
христианства существовало множество списков со Святого Убруса, так как многие
хотели имет
ь
рядом с собою лик Господень. Постепенно складывались различные каноны написания
икон Спасителя. На них изображался уже не только лик, но и различные сюжеты
Евангелия, знамения и явления Господа святым угодникам и др. Само написание
иконы для благочестивого мастера стало сродни Божественным откровением.
Как Бог, сотворивший мир, – «Им же вся быша», – Он изначально есть Господь
всего, Вседержитель. Как человек, Он становится Вседержителем, совершая второе
творение, то есть когда искупает крестной жертвой грехи человечества, обновляет
человеческую природу и прославляет ее в Своем Лице. Бог, по словам апостола
Павла, «...вводит Первородного во вселенную». Это означает, что Христос, будучи
человеком, получает от Бога в обладание вселенную. Таким образом, Иисус Христос
является Вседержителем при полном участии обеих природ. Человечество Христа
нисколько не умаляет власти Его Божества как Вседержителя, но, таинственно
соединяясь с Ним в Его Лице, само возвышается и получает власть. В этом видится
указание на особое достоинство человеческой природы в творении.
Комментарии к публикации "Икона Спас Вседержитель"