Празднование: 12 октября.
Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами,
каких не удостаивался никогда никакой человек. "Истинно говорю вам, - сказал
Господь окружавшему Его народу, - из рожденных никого не было больше Иоанна
Крестителя.
В
царствование Ирода, царя Иудейского, жил в городе Хевроне один благочестивый
священник, по имени Захария с женою своею Елисаветою. Оба они были праведны пред
Богом, и с усердием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно только возмущало
их благочестивую и тихую жизнь. Они не имели детей, что у евреев почиталось
явным наказанием Божьим за грехи, и нередко подвергало бездетных супругов
людским нареканиям. Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное
священническое служение в храме Иерусалимском, вошел он в святилище и возложил
фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел, по правую сторону алтаря, явившегося
ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. "Не бойся, Захария, -
сказал Ангел, - молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и
наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселее, и многие о рождении его
возрадуются: ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и секира, и
Духа Святого исполнится еще от чрева матери; и многих обратит к Господу Богу. И
предвидит пред Ним в духе и силе, чтобы представить Господу народ
приготовленный". Изумленный видением и обрадованный словами Ангела, Захария был
глубоко потрясен. Изумление и радость его были так велики, что он не мог
поверить тому, что уже привык считать несбыточным. "Чем могу я удостовериться? -
в смущении спросил он Ангела: - ибо я стар и жена моя в летах преклонных". Я -
Гавриил, предстоящий пред Богом, - отвечал ему Ангел, - и послан возвестить тебе
эту радость. За то, что ты не поверил моим словам, вот тебе удостоверение, -
сказал ему Ангел, - ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до
того дня, как это сбудется. Сказавши это, Ангел скрылся, а Захария в ту же
минуту сделался нем. Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал
Захария, и удивлялись, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и
волнении выходит Захарий. Напрасно усиливается он произнести молитву
благословения, и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками
объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захарий видел
видение в храме. Пробыв в храм до конца очереди своего служения, Захарий
возвратился в дом свой; и Елисавета, не смотря на свое неплодие и свою старость,
зачала. Обрадованная благодеянием Божьим, которым снималось с нею поношение
безчадия, она, в продолжение пяти месяцев, тщательно скрывала свою беременность
от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать свою радостную благодарность
пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако же, одна
родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом
сверхъестественным образом. То была Пресвятая Дева Мария. Тот же Архангел
Гавриил, который возвестил Захария о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой
Деве всемирную радость о рождении от неё Христа Спасителя, между прочим открыл
ей, что Елисавета, родственница ей, называемая неплодною, зачала сына в старости
своей, и ей уже шестой месяц. Услышавши о радости, какая готовится Елисавете,
Пресвятая
Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, при чем Иоанн, как
будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми,
необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в
доме ее три месяца. Для Елисаветы, наконец, настало время родить. И она,
согласно с предсказанием Ангела, родила сына. Родственники, соседи н знакомые,
услышавши об этом, спешили в дом Захария, поздравить его с такою неожиданною
милостью Божьею. Прошло от дня рождения Иоаннова восемь дней. По закону Моисея,
в этот день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. День этот был большим
семейным праздником, и к нему приглашалась большая часть родственников. Родные,
ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его
зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захарием. Так как у
евреев был обычай давать новорожденным детям имя отца или ближайшего из
родственников. Нет, - отвечала на это желание мать младенца, - назвать его
Иоанном. Родные говорили ей, что никого нет в родстве твоем, кто назывался бы
этим именем. Но Елисавета стаяла на своем. За решением недоумения обратились к
отцу и знаками спрашивали его, как бы он хотел назвать рожденного сына. Захарий
потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: "Иоанн - имя ему".
Написанное он произнес вслух. И с того времени разрешился язык его, и он стал
благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа, и о
том, что Иоанн будет Ему Предтечею. "И ты, - сказал Захарий, обращаясь к сыну
своему, - будешь пророком Всевышнего. Так как ты пойдешь пред лицом Господа,
чтобы приготовить пути Ему". Рождение Иоанна от бесплодных и престарелых
родителей, немота Захария до рождения и чудесное возвращение дара слова при
обрезании сына его и наречении ему имени, все это указывало на особенное
помышление Божий об Иоанне. Все присутствующие исполнились священного страха и
благоговения к откровению силы Божьей, и говорили о новорожденном, рассуждая в
сердце своем: "Что будет из этого младенца?". Высокие надежды, указанные
обстоятельствами рождения Иоанна, в непродолжительном времени начали
оправдываться. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни. Он
удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселяясь в одной из диких пещер,
среди молитвы и благочестивых размышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей
жизни. "Он жил в пустыне, как на небе - говорит святой Златоуст. Вознесшись над
всеми нуждами природы шел путем необыкновенным, препровождая все время в
песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с
Единым Богом. В пятнадцатый год царствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось
тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к
народу Иудейскому и проповедью покаяния и крещениям возбуждать народ к раскаянию
во грехах, ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесному голосу,
Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на многолюдных берегах реки
Иордана. Давно уже иудеи не слышали голоса пророков. И потому, когда явился
пророк Иоанн, то со всех сторон народ начал стекаться к нему. "Покайтесь, -
говорил Иоанн к собравшемуся народу, - ибо приблизилось царствие небесное".
Около
полугода Иоанн с неутомимой ревностью и постоянно возрастающей славою
проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему Иудеев. Наступило, наконец,
время явиться самому Тому, о Котором Иоанн проповедовал. И вот, когда проповедью
Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был уготован, когда ожидание
скорого пришествия Мессии достигло высокой степени. Тогда выступил Иисус из
Лазарета, и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна. Зная
Иисуса, как, сына Марии, как родственника своего по плоти, отличающегося
необыкновенной чистотою и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Он -
то и есть Тот, о Котором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и
Бог его, Владыка неба и земли, свет истинный, просвещающий всякого человека.
Иоанн с трепетным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему
Владыка. В изумлении и страхе Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения.
Мое крещение, думал Иоанн, служит знаком покаяния. Как же я могу крестить Того,
Который не сотворил ни одного греха, и Сам пришел с неба на землю для того,
чтобы освободить всех людей от греха, проклятия и смерти? Мое крещение служит
только приготовлением к принятию Христа. Как же я могу крестить самого Христа -
наше искупление, оправдание и освящение? Поэтому Иоанн смиренно осмелился
возразить Ему: «Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? Мне надобно
креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус кротко отвечал
Ему: «Теперь не время говорить об этом, нам надлежит исполнить всякую правду.
Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них
исполнить все предписания закона. Самому пройти и для всех освятить путь,
ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты
и Я призваны». Выслушав слова Спасителя, Иоанн не стал прекословить Ему и
допустил Его к крещению. Христос не нуждался в крещении, - замечает Златоуст -
ни в этом, ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе
Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна. Когда же
Господь выходил из воды и в то же время молился, Иоанн увидел разверзающиеся
небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: "Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Так совершилось крещение Господа
нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах
Иорданских. Он теперь видел этого Духа, в телесном виде, как голубя, сходящего
на Иисуса, и его предощущение перешло в полную, совершенную, уверенность. "Я
видел и засвидетельствовал, - говорил Иоанн народу, указывая на Иисуса после Его
крещения, - что есть Сын Божий". Иоанн, увидел Иисуса, идущего к нему, в слух
всего народа сказал о Нем, что вот Ангел Божий, Который берет на себя грехи
всего мира. О Нем-то я и говорил, вслед за мною идет Муж, который стал впереди
меня, потому что он был прежде меня.
Так Иоанн, великий между пророками, был верен Господу Богу до смерти. И
доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от
Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны
стараться всеми силами пребывать верными Господу до последнего дня и часа жизни,
чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной части
да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу Святого имени своего,
безначальным Его Отцом и святым Духом во веки веков. Аминь.
Комментарии к публикации "Икона Святой Иоанн Креститель"