Икона
Крещения Господня в точности воспроизводит Евангельское свидетельство с
добавлением некоторых деталей, заимствованных из содержания службы праздника -
например, ангелов и одной - двух аллегорических фигур у ног Спасителя,
олицетворяющих реку и море. В верхней части иконы изображается часть круга -
символ разводящихся небес, которые, как некогда и рай, затворил для себя и своих
потомков, Адамов грех. Эта часть круга символически указывает на присутствие
Бога; из него исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде
голубя.
На большинстве икон Спаситель изображается обнаженным. Так икона Крещения, в
соответствии со смыслом богослужебных текстов, подчеркивает уничижение. Его
божества: "обнажается небо облака, Одевая". Тем самым выделяется и цель -
обнажаясь плотью, Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества
в одежды славы и нетления. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением не
только по причине откровения всех Трех Ипостасей Божества, но также и потому,
что открывает достоинство Иисуса Христа, выступившего на открытое служение во
имя искупления рода человеческого. Отсюда - особое значение схождения Духа
Святого на Спасителя. С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как
тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве
у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о
возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя
служило указанием на разрешение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С
другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался
характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в
виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.
Песнопения
праздника обращают наше внимание на полноту освящения Спасителем воды ради
нашего очищения и обновления. Взявший на себя грехи мира "покрывается водами
Иордана". Символический язык иконы передает эту мысль, когда изображает Иисуса
Христа стоящим, словно на фоне воды, как в пещере. При помощи такого приема нам
дается понять, что при Его Крещении погружалась не часть, а все тело - в образе
погребения Христа, т.к. Крещение знаменует собой смерть Господа. В знак того,
что инициатива происходящего принадлежит Ему, что Он, Владыка, пришел к рабу,
прося крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение
в сторону Иоанна Крестителя, в то же время приклоняя Свою голову под руку. Своей
правой рукой Он благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их
своим погружением. Отныне - вода не образ смерти, но рождения в новую жизнь. Вот
почему на изображениях Крещения первых веков, к примеру в катакомбах, кресаемый,
как и Спаситель, чаще всего изображался ребенком. Вот почему в первые века
христианства возраст человека отсчитывался не от естественного, а от
благодатного рождения - с момента крещения. Поэтому на многих эпитафиях
погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по
размерам гроба, в нем почивают останки взрослого человека.