Процессы изготовления всех без исключения ювелирных украшений вручную - колец, серег, кулонов, брошей, браслетов, колье, ожерелий, заколок, цепочек, бус, зажимов для галстуков - заключаются в изготовлении отдельных деталей (в порядке конструктивно заданной последовательности) в целые изделия. Безусловно, процесс изготовления ювелирного украшения начинается с эскиза, который создает мастер.
Процесс изготовления простого обручального кольца до определенного места ведется точно в том же порядке, что и шинки - прорисовывается эскиз, чертеж, определяется расчетная длина заготовки, отрезается заготовка, гнется, припасовывается, паяется, отбеливается, производится промывка-просушка, опиливание мест пайки, правки по внутреннему диаметру и боковых поверхностей, опиливание всех поверхностей. После этого шинку пропиливают по фуге, а концы шинки либо разводят в разные стороны, либо заводят.
Кольцо же после опиливания подвергают шабрению (шабрят по внешнему и внутреннему диаметрам, а также боковым поверхностям) в целях обеспечения чистоты обработки размеров, почти как у готового изделия. Тщательно выполненная операция шабрения позволяет значительно сокращать безвозвратные потери драгоценного материала.
После шабрения проводится окончательная отделочная операция - полирование (при помощи паст ГОИ), а затем химическая очистка, промывка в мыльной воде и просушка.
Среди всех женских украшений наиболее популярны серьги. По объему выпуска серьги уступают только кольцам, а разнообразие материалов для их изготовления и видов декора занимают ведущие позиции. По объему выпуска и уровню покупательского спроса кулоны находятся на третьем месте после самых распространенных - колец и серег. Главная деталь кулона - основание, которое может быть изготовлено вручную, литьем, штамповкой и иметь самые разнобразные формы.
От общего объема выпуска ювелирных украшений в нашей стране на долю брошей приходится примерно 8%. В современном ювелирном производстве цепочки изготавливают, как правило, большими сериями механизированным способом на цепевязальных полуавтоматах и автоматах. Изготовление цепи вручную производится путем пайки, с применением таких инструментов, как оправка, плоскогубцы, горелка, волочильная доска, надфиль, щипцы. Заключительная обработка - полировка с помощью пасты ГОИ.
Среди всех ювелирных украшений браслеты, пожалуй, самое металлоемкое изделие. Монтировочные операции, применяемые при изготовлении медальонов, колье, ожерелий, запонок, зажимов для галстуков, приемы их исполнения, инструмент, приспособления, материалы, виды декора, применяемые в процессах изготовления указанных украшений, практически идентичны тем, что применяются в процессе изготовления колец, серег и пр. Филигранные же украшения могут быть изготовлены с менее или более сложным кружевным узором, как с применением пайки, так и без ее применения.
Изготовление ювелирных украшений вручную технологически несложно - небольшой набор специальных инструментов и приспособлений (флакейзен, горелка, полировочные щетки) и достаточно распространенных (кусачки, круглогубцы, молоток) и составляют инструментарий мастера. Но высокая квалификация работника в данном случае - превыше всего. Индивидуальный подход к каждому изделию, кропотливая работа обуславливают стоимость украшения, изготовленного вручную. Но в данном случае, красота ювелирных украшений - на первом месте.
К этому времени сложились четыре достаточно автономных пласта изготовлении современных ювелирных украшений. Первый - ювелирное искусство народных художественных промыслов. Это, как правило, ювелирные изделия, выполненные в национальных традициях с использованием техники скани и зерни, из недрагоценных металлов с покрытием в виде оксидирования серебром. Второй - ювелирная промышленность, выпускавшая магазинные массовые украшения из золота, серебра, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, цена которых зависит не столько от их художественного уровня, сколько от стоимости материалов, пошедших на их изготовление. Третий пласт работы многочисленных самодеятельных мастеров, изготавливающих украшения. Это, как правило, недорогие работы эпигонского характера, удовлетворяющие невзыскательный вкус определенных слоев населения. И, наконец, четвертый пласт - авторское ювелирное искусство. Художники обратились в своем творчестве к созданию конструктивной формы изделия, пошли от идеи к материалу, осваивая такие новые, современные материалы, как титан, сталь, пластмассы, синтетическое стекло. Ограничение возможности работы с традиционными для ювелирного искусства материалами и, следовательно, с традиционными техниками направило интерес художников к формотворчеству, связанному с новой эстетикой дизайна. Программная неизобразительность, широчайший спектр технологий и материалов, большой диапазон фантазирования и эксперимента определяют своеобразие современного ювелирного искусства.
Авторское ювелирное искусство вызвало большой интерес зрителей и критики и породило весьма разноречивые оценки. Разгорелись споры вокруг понятия "традиционного" и "авангардного". Последним сразу же стали обозначать любое произведение, не похожее на общепринятые образцы. Это противопоставление, как видится сегодня, было во многом надуманным и заидеологизированным. "Традиционное" априорно считалось либо положительным, либо откровенно ретроградным, а "авангардное" - или идейно сомнительным, или революционным. Все зависело от идеологических позиций человека. В действительности проблема была и проще, и сложнее.
Современное искусство - это прежде всего искусство творческих индивидуальностей. Столь же индивидуально и отношение художников к искусству прошлого. Связи их творчества с традицией могут быть очень разнообразными, разноуровневыми, вплоть до последовательного программного отрицания таких связей вообще. Единственным бесспорным оценочным критерием здесь можно считать только то, насколько точно и убедительно удалось автору реализовать свой замысел, т. е. художественное качество вещи.