В третью неделю Святой Пасхи Церковь вспоминает о явлении воскресшего Христа женам-мироносицам, первым свидетельницам Воскресения. В этом году этот праздник приходится на 8 мая. Явился им Господь первым не только ради их особой заботы о помазании миром тела Его при погребении, а и потому, что жены-мироносицы сами были исполнены духовного благоухания добродетелей, и потому удостоились послужить особому смотрению Божию в деле нашего спасения.
Кто же они, жены-мироносицы, Святой Церковью ныне вспоминаемые? Мироносицы — это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они шли за Ним и плакали, когда Его вели на Голгофу, стояли рядом во время Его крестной смерти и смотрели на Его положение в гроб. Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ветхозаветной Пасхи, они хотели совершить это утром в первый день следующей недели, и за усердие свое были названы Мироносицами. Когда же они подошли к гробу Господню, то встретили Христа уже воскресшего, и, первыми узнав радостную весть, возвестили ее сперва апостолам, а затем и многим другим людям. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Их было много, но называют по именам евангелисты лишь некоторых.
Среди них первое место занимает Сама Богоматерь, которой прежде других явился воскресший Христос, как о том вспоминается в песнях нынешнего Богородичного канона преподобного Иосифа Песнописца. Явился Господь прежде других Своей Матери по плоти не ради Ее материнства, как то объяснял Он прежде (Лк. 11, 27-28), а ради Ее несравненных добродетелей, которыми Она, возросшая подобно лилии белоснежной чистоты среди терния, привлекла особое благоволение у Бога, названа Благодатною и сподобилась сделаться одушевленным Храмом Самого Бога, от Нее воплотившегося.
Также в числе жен мироносиц Церковь прославляет Равноапостольную Марию Магдалину, Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Соломию, Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова; Марию и Марфу – сестер Лазаря, Марию Клеопову, Сусанну и других. Они вместе с апостолами поучались, слушая слово Божие, и бесстрашно несли его в народ. Поэтому святитель и исповедник Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что можно назвать их женщинами-апостолами. Одна из них, самая пламенная, Мария Магдалина (та самая, из которой Христос изгнал семь бесов), и именуется равноапостольной.
По примеру жен-мироносиц многие христианки впоследствии обратились с живой верой к Христу, возлюбили Его учение и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитали смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые с духовной радостью вели на казнь за веру своих детей, дабы прославить в Царствии Божием (например, святая София, мать мучениц Веры, Надежды и Любови). Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий.
И сейчас Церковь призывает всех дочерей, сестер, матерей и жен помнить, что Христос стоит перед нами, ожидая наших забот, в лице каждого бедняка, каждого голодного или больного. Мы призваны излить свою любовь на них, и это будет служением Господу, подобное тому, какое несли святые жены-мироносицы.
Поздравляем всех православных христианок с этим светлым, исполненным глубокого смысла праздником! Желаем им стать для своих ближних такими же вестницами о Воскресшем Господе, какими стали жены-мироносицы для апостолов!