9 августа Русская Православная Церковь отмечает память великомученика и целителя Пантелеимона. Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя.
Великомученик Пантелеимон происходил из Никомидии. Мать Пантелеимона была христианка, а отец язычник. Мать воспитывала его в христианской вере, но скоро умерла; отец отдал его в языческую школу и затем поручил знаменитому в то время врачу Евфросину для изучения врачебного искусства. Когда Пантелеимон ходил к Евфросину, то случалось ему проходить мимо одного дома, где жил священник Ермолай. Старцу Ермолаю понравился юноша, и у него явилась надежда просветить его христианскою верою. Неоднократно, приглашая к себе Пантелеимона, Ермолай заводил с ним разговор о Христе и Его вере. Юноша припоминал наставления матери и полюбил Христа. Когда же однажды, идя от своего учителя, он встретил на дороге ужаленного змеею ребенка и для опыта призвал имя Христово и исцелил его, то принял крещение от Ермолая.
Крестившись сам, святой Пантелеимон захотел, чтобы крестился и отец его. Чудесный случай помог ему в этом. К Пантелеимону, как к врачу, привели слепого, которого не мог вылечить сам Евфросин, и он именем Христовым исцелил слепца. Тогда отец принял крещение вместе вместе с исцеленным слепцом, но скоро умер и оставил сыну богатое наследство. Целитель Пантелеимон начал раздавать наследство бедным, а сам врачевал больных не столько лекарствами, сколько силою Божиею.
Скоро донесено было императору, что Пантелеимон верует во Христа. "Что я слышу о тебе: говорят, что ты хулишь богов наших и воздаешь славу какому-то Христу? Я не хочу верить этому и надеюсь, что ты сам обличишь клевету, принеси жертву богам", - сказал царь Пантелеимону. "Совершенно верно это, - отвечал святой. - Я отрекся от ваших богов, потому что они ложны, и уверовал во Христа, потому что он есть истинный Бог", и предложил призвать одного неизлечимого больного, и кто исцелит его - он или языческие жрецы - вера того и должна быть истинною. Языческие жрецы сколько ни молились своим богам, исцеления не последовало; но лишь призвал имя Христово Пантелеимон, больной получил исцеление, так что многие уверовали во Христа. Царь же ожесточился на святого и приказал терзать его тело и затем бросить с тяжелым камнем в море. Но Пантелеимон и при этом остался жив и невредим. Тогда напустили на него диких зверей, но звери лишь лизали ему ноги; привязали к колесу усеянному острыми лезвиями, но он и здесь остался невредимым. Наконец царь приказал обезглавить мученика и тело его сжечь. Но тело осталось невредимым, и христиане похоронили его с благоговением. Это было в 305 г. Скоро мощи святого перенесены были в Царьград. Части их находятся: в монастыре имени св. мученика и других на Афоне, так же в Москве, на Никольской улице, в часовне его имени, где совершено чрез них много чудес, и в других местах.Приведем здесь некоторые чудеса святого Пантелеимона, какие пришлось нам узнать на месте, в синоде митрополии Никомидийской, которою чудеса эти внесены впоследствии в церковный кондак (так называют здесь записную книгу).
Султан Мурад, предпринимая поход на г.Багдад шел с войском сухим путем мимо Никомидии. Хотя и нет указаний, какой из четырех султанов, под именем Мурад овладел Багдадом, дидаскал Марко Клеоним, основываясь на фирманах других султанов, делает вывод, что это был Мурад II, завоеватель Фригии, царствовавший в 1421 - 1440 годах. Когда он приблизился к городу и поравнялся с монастырем святого великомученика Пантелеимона, то пожелал узнать - что это такое? Ему отвечали: "Кенииш ханэ" (монашеский двор); но султану послышалось: "Хырсыс ханэ" (хищнический двор). Слова созвучные, но совершенно противоположные по смыслу. Приняв таким образом монастырь за разбойнический притон, султан тут же велел разбить его, и повеление это немедленно исполнили: от разрушения сохранился только один параклис и гроб святого Великомученика.
При этом разорении, на удивление многим, остались несколько колонн храма, на коих удержался почти весь купол (без стен), в котором были разные изображения святых, как бы взиравших на необузданное своеволие деспота. По разорении монастыря, султан отошел от города и расположился вдали от него лагерем, в месте, называемом Килез. Ночью, во сне является ему святой великомученик Пантелеимон и грозно говорит: « Зачем ты разорил мой дом? Если теперь же не воздвигнешь его снова - погибнешь и ты и твое войско».
Проснувшись, султан счел это за мечту и не обратил никакого внимания на сон, но Святый явился ему во вторую и третью ночь, повторяя те же слова. Это смутило султана. В третий раз султан вскочил, но и наяву ему еще виделся являвшийся во сне молодой человек, только что угрожавший ему за разорение (как он выражался) его дома. Пораженный таким видением, султан спросил бывших при нем: «Что это за дом, который, не доходя Измита (тур. - Никомидия), разорили по моему повелению? Ему отвечали как и прежде: «Монашеский двор». «Как же, - возразил султан, - тогда вы сказали, что разбойничий? Вот три ночи кряду является ко мне во сне молодой человек и не дает мне спать. Беспокоит и с угрозами упрекает: "Зачем разорили мой дом?".
Увидев свою ошибку, а вместе и боясь в действительности пострадать от святого Великомученика, султан тут же отдал приказание своим военачальникам возобновить монастырь в три дня. К такому распоряжению он подвигнут был еще внезапною болезнью сына, который опасно заболел в день разорения монастыря и лежал при смерти.
В действительности совершившегося чуда красноречивее всего свидетельствуют права и льготы, какие дарованы были монастырю одновременно с его возобновлением. Султан издал хати - шериф или фирмам (указ) на получение во все времена десятой части доходов с нив и виноградников на всем пространстве вокруг, куда только будет слышно пение петуха из монастыря, в чем монастырь должен предъявлять свидетельство за печатью, выданною тогда же ему, как месту, пользующемуся особыми преимуществами и правами. Кроме этого монастырь навсегда освобождался от всех казенных повинностей и имел право мукаты - особой пошлины с места именного владения, не облагаемой государственными налогами и даруемой, как правило, султанами церквям и мечетям для поддержки находящихся при них школ и больниц. 1833 и 1834 годах, у турок была война с Египтом. Египетским войском командовал сын вице-короля, Ибрагим - Паша. Часть турецкого войска, под начальством Эмина - Паши, отправленная на подкрепление главной турецкой армии, пришла в Никомидию в октябре 1833г. Где и остановилась до получения известий о своем назначении. Одна часть войска расположилась лагерем на земле, принадлежащей церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона, а другая - далее сей усадьбы, по другую сторону церкви.
Долго не приходило никакого известия, войска продолжали дожидаться. Время шло, приближался день памяти святого великомученика Пантелеимона (в 1834г). В такое время, казалось бы, надо все оставить и думать о торжественном праздновании этого дня, но святой Страстотерпец сам позаботился устранить препятствия к совершению празднества, очистив занятые турецкою армиею места за десять дней до торжества. Он явился турецкому командующему паше во сне и сказал: - День моей памяти приближается, и здесь будет совершаться празднование; поэтому снимись немедленно и уйди отсюда.