Крестик православный |
В последние десятилетия биметаллическая технология совершила настоящий прорыв в металлургической промышленности. Она дала возможность использовать свойства двух разных металлов в одном изделии. Например, наиболее изнашиваемым деталям придать необыкновенную прочность, износоустойчивость и гарантировать необходимые механические качества, а системам отопления — легкость, теплопроводность и энергосберегающие свойства и т.д. В настоящее время в академических институтах открываются отделы, изучающие технико-технологические особенности биметаллического литья, и детали, отлитые из двух металлов, все шире используются в самых разных сферах.
А начиналось все с извечного стремления человека к красоте окружающего его предметного мира. Примерно в начале пятого тысячелетия до новой эры люди научились отливать из драгоценных металлов украшения, предметы роскоши и религиозного назначения. И тогда же, вместе с рождением литейного искусства, появились и первые ювелирные биметаллические произведения. В 3 тысячелетии до н.э. на Кавказе было изобретено литье по выплавляемым моделям. А через некоторое время появились и изделия, созданные «комбинированным» способом: отливкой части изделия из одного металла и «доливания» ее другим. С тех пор в ювелирном искусстве не происходило никаких принципиальных изменений многие сотни лет.
В XVIII-XIX веках биметаллическим методом в ювелирном искусстве пользовалась вся Европа. Но способ был трудоемким, пригодным для изготовления только единичных произведений. Поэтому он оказался невостребованным в эпоху промышленной революции, по настоящему ценившей лишь то, что можно запустить на конвейер.
В XX веке биметаллический метод первыми возродили стоматологи, которые стали успешно использовать его при изготовлении зубных протезов. Так биметалл впервые перестал быть принадлежностью высокого ювелирного искусства. Теперь из него льют гайки, втулки, радиаторы… А вот в ювелирную промышленность он, как ни странно, приходить не торопится. Отдельные работы по биметаллическому литью в ювелирном производстве, опубликованные Хубертом Шустером, Клаусом Вейцнером, Сергеем Чернышом, Евгением Иванковичем и другими ювелирами-технологами не оказывают заметного влияния на ювелирный рынок.
Появление серийного биметаллического изделия, созданного Петербургской компанией «Акимов», стало событием в ювелирном мире, вызвавшим неподдельный интерес и восхищение. Крест с изображением Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца на первом же ювелирном форуме в Москве был признан Высшей Экспертной Комиссией «Ювелирным изделием высокой художественной ценности».
«Современный ювелирный рынок предлагает такое многообразие золотых и серебряных изделий, что захотелось предложить что-нибудь новое, — говорит Генеральный директор компании Наталия Косенкова. — Мы выпустили первое изделие большой коллекции, над которой сейчас работают художники, ювелиры и технологи компании под руководством Сергея Акимова. Творческий процесс не стоит на месте, и я уверена, что мы сумеем удивить и порадовать покупателей и специалистов».
Компания остановилась на нетрадиционном для биметаллического литья сочетании металлов: золота и серебра. Обычно вместе соединяют золото с платиной или золото разных цветов. Это связано с технологическими особенностями производства, зависящего от температур плавления металлов. Но для православной тематики, в которой создается коллекция компании, сочетания золота и серебра имеет важное значение, так как наполнено символическим смыслом. Образ Самого Христа и все, что относится к Богу, обозначается золотом. Пресвятая Богородица, чистота и целомудрие святости - серебром. Вместе металлы создают образ единения Неба и земли, Царствия Небесного и земной Церкви.
После многих экспериментов сложная технологическая задача была разрешена, и биметалл вернулся в ювелирное искусство в новом качестве. Такова уж природа человека: ему мало просто уметь лить металл. Всегда хочется удвоить успех.