Изменчивая мода, примерно сохраняя формы и пропорции одежды, характерные первой половине XVIII столетия, заставила отказаться от ярких и тяжелых шелков, заменив их легими светлыми тканями. Пристрастие знати к белому цвету обусловило стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые бриллианты, отправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить бесцветность и чистоту камня. Предпочтение, отдаваемое белым камням, объяснялось и тем, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и умели с наибольшей полнотой выявить прелесть и чарующую красоту ограненного алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть «веком бриллианта».
В эти годы основное внимание было направлено не столько на отделку платья, сколько на убранство вычурных пудреных причесок. Поэтому излюбленными украшениями становятся головные шпильки и серьги.
Серьги-вишенки, принадлежавшие Екатерине II, поражают не только изумительными бразильскими бриллиантами, но и рисунком. Созданные в переходный период, они несут в себе черты как рококо, так и классицизма. Мастер еще стремится следовать за природой, копируя форму и размер плода, но всю композицию выстраивает лишь из бриллиантов, оправленных в серебро, и располагает их так, чтобы создать ощущение абсолютной уравновешенности и спокойной гармонии.
Столь же совершенна и шпилька для волос в виде рода изобилия, выполненная Л.-Д. Дювалем между 1775-1780 гг. это единственная подписная работа Дюваля в собрании Алмазного фонда. Ее отличает причудливый рисунок, уложенная асимметричность композиции, свойственные уходящему в прошлое стилю рококо. Но в этой работе мастер уже полностью отказывается от красочной фольги и цветных камней. Сам рог изобилия – символ щедрости даров природы – кажется объемным и рельефным благодаря тому, что бриллианты уложены волнистыми витками, подчеркнутыми гладкими золотыми ребрами. Фантастически прекрасные цветы, извергнутые из рога, окружены крошечными белыми серебряными листочками. Особенно превосходно обыграны ювелиром два великолепных бриллианта овальной, заостренной с одной стороны формы, являющейся логическими центрами двух самых больших цветов композиции.
Именно в создание всевозможных шпилек вкладывали ювелиры этого времени неверояно много мастерства, вкуса и фантазии. Так, восхищает воздушность и изысканная красота шпилек-бантов, разных по рисункам и формам.
Оригинально скомпонован бант из четырех петель. Он как бы завязан из узкой ленты, ограниченной по краям плотными рядами мелких бриллиантов с чередующимися в центральном ряду через один крупными и мелкими сверкающими бриллиантовыми искрами. К нижним краям каждого из четырех витков этого банта крепятся ветви с бриллиантовыми плодами.
Чрезвычайно интересны и шпильки в виде маленьких корзиночек из продольных бриллиантовых полос, наполненных множеством цветов и бутонов. Здесь в одинаковой мере привлекает и качество камней, и изумительное умение художника скомпоновать их в композицию, поражающую удивительным багатством фантазии. Эти укршения интересны и своей универсальностью: длинные шпильки не составляло труда открепить, и корзиночки превращались то в серьги, то в подвески, то в броши.
Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полный внутри, он, вероятнее всего, служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платься при помощи специальной шпильки.
Среди сверкающих белизной украшений этого периода яркими золотистыми искрами вспыхивают бриллианты крупного эполета. Мастера ХVIII века обычно использовали для оправы лишь белое серебро, оправа же эполета выполнена из золота, которое зрительно окрашивает в своий тон все изделие. Этот эполет в торжественных случаях поддерживал орденскую ленту, возлагавшуюся через плечо поверх мундира шитого золотом. В данном случае ювелир оправил камни в желтый металл для соблюдения колористического единства мундира и украшения, состоящего из красиво завязанного свободного банта с крупным бриллиантомвместо узла, от которого спускается длинная бахрома из подвижных бриллиантовых нитей, от которых при движении разлетались снопы сверкающих искр.
Единственное яркое украшение выставки, относящееся к этому периоду – интересный по форме густорозовый турмалин. Турмалины известны разных окрасок, разновидность такого цвета называется рубеллитом. Вес этого камня 260,86 карата. Он напоминает формой гроздь винограда или крупную клубнику. Очевидно, мастера отполировали природные изгибы камня, чтобы придать ему еще больше сходства с дарами Флоры.
Этот камень мог бы поведать много интересного о своей жизни. Нам о нем известно только, что когда-то этот красивый самоцвет хранился в сокровищнице богемского короля Рудольфа П, получившего его в наследство от своей сестры, вдовы короля Франции Карла IX.
Перед посетителями выставки турмалин предстает в виде кулона, где камень дополняется золотыми с эмалью листьями и спиралевидными усиками. Его яркий насыщенный цвет особенно подчеркивает сияющую белизну всех украшений того раздела выставки, который представляет ювелирное искусство периода становления и расцвета классического стиля.
К началу XIX века это стилистическое направление в искусстве вступило в свою высшую фазу, известную под названием ампира или высокого классицизма.