|
Православная икона всегда являлась неотъемлемой частью духовной жизни православного человека и сопровождала его всю жизнь. Образ Божией Матери, Спасителя, Святых приносят в дом спокойствие и мир, объединяют семью, помогают в трудную минуту. Поэтому обязательно рядом с каждым православным должны находиться иконы.
Православные иконы бывают:       
Хотя иконография Божией Матери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление.
«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Божия Матерь отображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной». Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение». Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.
|
|
Иконы Иисуса Христа в христианском искусстве очень разнообразны: «Спас Благое Молчание», «Спас в силах», «Эммануил», «Пантократор», «Святая Троица». Но самым древним изображением Христа является Его Нерукотворный образ –«Спас Нерукотворный», запечатлевшийся чудесным образом на плате, и переданный эдесскому царю Авгарю Самим Спасителем для исцеления. Существование нерукотворного изображения на плате было одним из самых сильных аргументов против иконоборцев в VIII веке. Нерукотворный образ в храмовой живописи мог иллюстрировать догмат о Боговоплощении. В частности, помещаясь в центральной зоне композиции «Благовещения», что особенно характерно для Византийской Македонии, или сочетаясь с изображением причащения апостолов в алтаре, Спас Нерукотворный воспринимался как символ вочеловечившегося Божества.
Икона «Спас в Силах» изображает Христа в окружении Небесных Сил и четырёх евангелистов. На древнерусских иконах «Спас в Силах» сохраняются основные черты первоначальной иконографии: Восседающий на престоле Господь представлен на фоне так называемой «мандорлы» - условного изображения Божественной Славы. Она имеет ромбовидную и овальную часть, что, соответственно, должно указывать на единение земного и небесного. Композиция символически выражает идею Второго пришествия. Она обычно встречается в алтарных росписях и помещается в Деисусном ряду русского высокого иконостаса.
Греческое слово «Пантократор» обозначает «Вседержитель». Христос изображается с крестчатым нимбом. В руке у Христа - Евангелие или свиток. Господь предстает в этой иконе как Промыслитель о мире, как его Спаситель и Судия. Образ Господа Вседержителя часто можно видеть в куполе православного храма. На Руси одним из самых ранних изображений такого рода является мозаика Софии Киевской: погрудный образ Христа окружен в мозаиках купола апокалиптической радугой, о которой упоминает Иоанн Богослов, говоря о видении Сына Человеческого.
Изображение Христа в виде отрока называется «Спас Эммануил». «Эммануил» означает «С нами Бог». Символическое значение этого образа связано с темой Жертвы: юный Христос в данном случае уподобляется жертвенному Агнцу. После XII века особое распространение получают иконы с образом Эммануила в окружении поклоняющихся Ангелов. Изображаемые обычно с прикровенными руками, Ангелы поклоняются Христу как Жертве. В таких древнерусских росписях Новгорода, как фрески Спаса Нередицы или церкви Благовещения на Мячине, фигура Спаса Эммануила включена в алтарную композицию «Служба св. Отцов».
Сюжет о гостеприимстве Авраама, принявшем у себя в доме Святых Странников, посещение Которых было посещением Божиим, стало символическим изображением Святой Троицы. Символическим оно названо потому, что не все Три Странника, гостившие у Патриарха, были Господом, но только Один из Них, являвшийся Второй Ипостасью Святой Троицы, то есть Богом Сыном. Два других были Архангелами. В древнерусском искусстве сюжет получает дополнительное значение. Икона, написанная преподобным Андреем Рублевым, лишенная всех повествовательных деталей, говорящих о подробностях приема Трех Ангелов в доме Патриарха и о Их благовестии Аврааму и Сарре о рождении первенца, сделалась эталоном для художественного иносказания о Святой Троице. В иконе это иносказание передано через особые символы: слева изображены палаты - это эмблема Бога Отца, древо в центральной части иконы напоминает о Крестном Древе Бога Сына, высокая гора, изображенная справа, - символ возвышенного горнего бытия Св. Духа, названного в молитве к «Утешителем».
Цикл из двенадцати праздников входит в изобразительное искусство постепенно. Праздники делаются распространённой темой в изобразительном искусстве лишь период после восстановления иконопочитания в IX веке. В Х-ХI столетиях в интерьере церкви стали помещать сначала от четырех до восьми композиций, а затем двенадцать праздников. Классический праздничный цикл XI века в Византийском искусстве включал Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение (Сошествие во ад), Вознесение, сошествие Святого Духа и Успение Пресвятой Богородицы. Эта последовательность впоследствии стала расширяться за счёт Страстных сюжетов и сцен жития Божией Матери матери и Её родителей.
«Благовещение» по-гречески звучит как «Евангелие». Действительно, день Благовещения Пресвятой Богородицы открывает новую историческую эпоху, с него начинается земная жизнь Иисуса Христа, соединившего в Себе две природы - Божественную и человеческую. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии благую весть о рождении от Неё Спасителя мира, приветствуя Её словами: «Радуйся, Благодатная».
На иконах Рождество Христово Вифлеемская звезда словно «указует» на Младенца, почти касаясь лучами; нимба. С глубоким чувством благоговения предстоят Христу Его Пречистая Матерь и Ее обручник - Праведный Иосиф, избранный Богом для хранения и защиты Пресвятой Девы. Кажется, что весь мир, ощутив в себе присутствие Божие, замер в ожидании новых чудес. В рождественской народной драме XVIII-XIX вв., принятой у славян, поклонение Младенцу иногда показывалось в виде бесконечного хоровода разных народов, приветствующих Христа национальным танцем: этот фольклорный мотив выражал несказанную радость, охватившую все человечество.
На иконах Крещение Господне представлено Крещение в Иордане. В библейские времена подобное омовение совершалось над теми людьми, которые хотели присоединиться к иудейскому обществу, будучи в прошлом язычниками. Крещение Господне называется также «Богоявлением». Это название показывает, что в момент Богоявления действуют все три Ипостаси Св. Троицы: слышен глас Бога Отца, Бог Сын вступает в Иордан, Св. Дух в виде голубя нисходит на Христа. Не причастный греху, Господь не нуждался в крещении, подобно смертному человеку - он входит в иорданские воды, чтобы освятить их, а вместе с ними и весь мир. На иконе тончайшими линиями показаны иорданские струи и почти прозрачные «кристаллические» горки, нарисованные в соответствии с иконописной традицией.
Великий сонм святых, предстоящих престолу Божию, во всякое время возносит молитвы Пресвятой Троице. В апостольские времена «святыми» называли всех христиан - верных чад Церкви. Позднее слово «святой», прежде всего, определяло чин мучеников, на что сохранились указания в богослужебных текстах. Еженедельная память всех святых - субботний день. У Господа святых гораздо больше, чем у людей, так как по особому смотрению Божию, Церковью прославлены лишь некоторые из праведников. По подобию Ангельского мира с его иерархией избранники Божии имеют определенные чины святости.
На ступени священства, приобщенной высшему знанию, стоят небесные силы, наиболее близкие Господу (Серафимы, Херувимы, Престолы).
Средний чин ангельской иерархии (Господства, Силы, Власти) Архангелы и Ангелы стремятся к богоподобной деятельности по преимуществу, однако, их деятельность связана не только с общением с вышестоящими Небесными Силами, но и с человеческим миром.
Чины святых, изображаемые на иконах, могут быть сопоставлены со степенями небесной иерархии. Степени священства
и богопознания соответствует чин пророков и апостолов. Знание и деятельность, неколебимость в исповедании веры - присуща святителям и мученикам. Богоподобные действия по преимуществу отличают преподобных мужей и жен. На Руси особой любовью издревле пользовались такие святые как Илия пророк, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, св. вмч. Варвара и Параскева, преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий, св. страстотерпцы Борис и Глеб, святой целитель Пантелеимон, Иоанн Креститель и многие другие. Им молились о хорошем урожае, о здоровье скотины, об избавлении от напрасной смерти, просили исцелений для тела и благодати для души.